Главная | Экономические интересы

ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ КАК ШАГ К ЕВРАЗИЙСКОМУ СОЮЗУ. Экономическая интеграция приобретет новое геополитическое содержание?

Создание Евразийского союза, о котором говорил Владимир Путин, может придать новые мировоззренческие контуры интеграции на постсоветском пространстве. Продвижение геополитической границы в условиях сложной демографической ситуации в странах ТС позволит увереннее чувствовать себя в отношениях с соседями на Западе, Юге и Востоке. Таможенный Союз восстанавливает то, чего так не хотели американцы в 1992 году — новое пространство в Евразии.

По итогам июльской встречи глав правительств Таможенного союза премьер-министр РФ Владимир Путин сообщил журналистам о том, что в 2012 году будет подписана декларация о формировании Евразийского экономического союза, сам союз начнет работать с 2013 г. Владимир Путин также сообщил, что комиссии Таможенного союза будет придан статус наднационального органа. В рамках комиссии будет создан ряд структурных подразделений, и с 1 января 2012 г она начнет работать на постоянной основе. Участники Таможенного союза будут принимать согласованные решения по целому ряду вопросов, включая субсидии для отдельных отраслей. Для всех стран будет действовать единый таможенный режим, хотя Казахстан продолжит завозить ряд товаров в особом режиме. При этом Россия будет принимать меры по защите своего внутреннего рынка по этим товарам, пока Казахстан полностью не присоединится к общему таможенному режиму.

1 июля был снят таможенный контроль внутри Таможенного союза. Это последний шаг к реализации соглашения о Таможенном Союзе, вступившем в силу 1 января 2010 года с целью создания единого пространства к январю 2012 года. Таможенный контроль будет переведён на внешние границы стран — членов ТС.

Пошлины Белоруссии и Казахстана будут синхронизированы с гораздо более высокими пошлинами России. Это позволит поднять стоимость импорта товаров в Белоруссию и Казахстан, что создаст условия для развития трехсторонней торговли. Белорусская экономика основана на тяжёлой промышленности, и Минск в целом согласовал тарифы с российскими импортными пошлинами для защиты своей промышленности. Казахстан, однако, зависит от нефтяных доходов, и с низкой собственной промышленностью, налагает более низкие тарифы. 90% таможенного режима будет зависеть от российских пошлин. Белоруссия будет вынуждена повысить тарифные ставки только на несколько десятков пунктов, в то время как Казахстан — от 3000 до 5000 пунктов. Таким образом, унификация таможенных пошлин, и как результат, рост цен на импорт, будет чувствоваться в Казахстане больше, чем в России. То, что Минск и Астана охотно пошли на повышение цен, показывает, насколько экономически привлекательной стала Россия для своих соседей. Это большая победа Москвы.

Привлекательность ТС для Белоруссии и Казахстана растет одновременно с ухудшением финансовой ситуации в этих странах. Белоруссия продолжает бороться с инфляцией, нехваткой иностранной валюты, понижением кредитных рейтингов государственных банков, экономической изоляцией от Запада, что заставляет обращаться за помощью к России. Однако Москва рассчитывает на покупку одной или нескольких кампаний в энергетическом секторе.

Польша и Швеция обещали миллиарды долларов помощи в случае ухода Лукашенко, а затем объявили против него санкции. А изоляция со стороны Запада отрезает от Лукашенко кредиты ЕС и МВФ. Россия предоставила Белоруссии 3 миллиарда долларов помощи и 3,5 миллиарда кредита от ЕврАзЭС. Россия взамен требует приватизации крупных активов и рассчитывает на «Белтрансгаз».

Сегодня Россия владеет 50% акций «Белтрансгаза», но хочет довести свою долю до 100%. Также Россия заинтересована в слиянии МАЗ и КамАЗ. Сегодня Лукашенко пытается лавировать, в том числе участием в «Восточном партнёрстве». Но с увеличением доли России в экономике Белоруссии возможностей для лавирования будет значительно меньше. Кроме того, приобретение «Белтрансгаза» поможет России оказывать влияние на Польшу и страны Балтии, которые зависят от белорусской инфраструктуры в поставках природного газа. Кроме того, Россия сможет поставить в Белоруссию комплексы «Искандер» в ответ на размещение ПРО в Польше.

Казахстан также ещё не оправился полностью от глобальной рецессии. Задолженность банковского сектора делает страну уязвимой в преддверии кризиса. Россия имеет возможность увеличить присутствие в энергетическом и финансовом секторах Казахстана. На Украине в отношении ТС можно ставить точку: Янукович идёт на компромисс со влиятельным антироссийским лагерем, дабы удержаться у власти (стратегия молдавского коммуниста Воронина, завершившаяся к 2007 году потерей базового электората).

Однако к Таможенному союзу готовы присоединиться Киргизия, Таджикистан и Армения, чьи экономики также зависят от России. Для России это — прежде всего вопрос обеспечения безопасности, поскольку через Киргизию и Таджикистан проходят пути наркотрафика в Россию. Под эгидой Таможенного Союза Москва могла бы получить полномочия для усиления пограничного режима на бывших границах СССР и перекрытия путей транспортировки наркотиков. Создание Евразийского союза, о котором говорил Владимир Путин, может придать новые мировоззренческие контуры интеграции на постсоветском пространстве. Продвижение геополитической границы в условиях сложной демографической ситуации в странах ТС позволит увереннее чувствовать себя в отношениях с соседями на Западе, Юге и Востоке. Таможенный Союз восстанавливает то, чего так не хотели американцы в 1992 году — новое пространство в Евразии.

Владимир Букарский

 

 

 

RSS Twitter Facebook

Похожие материалы

  • Противостоять идее евразийской интеграции Молдавии будет явное меньшинство, которое окажется неспособным переломить ситуацию. Главное — предоставить Молдавии и её политической элите внятную евразийскую перспективу, которая стала бы для этой страны более привлекательной, чем перспектива евроинтеграции. Тем более, что Евросоюзу и так пока нечего предложить постсоветским странам, кроме вечного отирания в предбаннике.

  • Есть опасность, что чиновничий энтузиазм по поводу евразийского политического проекта выльется в некоторых столицах лишь в создание новых бюрократических структур с соответствующим бюджетом — структур ничем реальным не занимающихся и ни за что не отвечающих. Такова, по-видимому, самая большая угроза, подстерегающая Евразийский Союз на самой начальной стадии его формирования. В сравнении с ней никакое внешнее противодействие его созданию не может сравниться по степени реальной опасности.

  • В 1991 году многие наивно полагали, что участники глобальной экономической игры только и ждут, когда смогут стать равноправными торговыми партнёрами для бывших республик СССР. И как-то само собой получится, что продукция, ими производимая, легко и гармонично впишется в мировой товарооборот, а действующие лидеры в этой области согласятся умерить свои прибыли и амбиции, лишь бы всем остальным было хорошо. Однако действительность оказалась несколько иной.

  • «Евразийский план Путина» явился реакцией российской национально ориентированной элиты и национально же ориентированного капитала на сложившееся положение дел. В определенной степени — это попытка переломить ситуацию, остановить процесс вытеснения России с ее геополитических рубежей и втискивания страны в границы «Московского княжества».

  • Во время встречи руководителей стран СНГ в Санкт-Петербурге, лидеры 8 из 11 стран СНГ согласовали новый договор о зоне свободной торговли. Симптоматично то, что интерес к ЗСТ стран СНГ проявили Киргизия, Армения и Молдавия, которые, если верить апологетам ВТО, в силу своего давнего пребывания в этой организации, кажется, должны были бы уже решить все свои торговые проблемы.

В этом разделе

Самый мощный поток иммиграции из Мексики пришелся на 2000 г., когда из этой страны в США переехали 700 тыс. человек. Однако теперь ситуация изменилась. Пожалуй, тот факт, что мексиканцы «голосуют ногами» против благоприятных прогнозов, является одним из показательных индикаторов того, что экономика США будет сокращаться более значительными темпами, нежели ожидают эксперты.

 

Количество реформ, проводимых нынешним правительством Венгрии, а, главное, объем реформируемых экономических и политических институтов не имеет прецедентов в современной Европе. Кроме премьера Виктора Орбана, пожалуй, никто даже в его правительстве не представляет себе сложности положения современной Венгрии. Венгерское правительство подвергается жесткому давлению международных организаций. Орбан напряженно ожидает решения Международного Валютного Фонда о предоставлении кредита Венгрии, что должно дать позитивный сигнал рынкам.

 

Если не решать проблему безработицы хотя бы в самых «больных» государствах ЕС, то условно положительные плоды, полученные от «недодефолта» Греции, в обозримой перспективе будут подпорчены необходимостью выплаты всё возрастающих пособий. На этом фоне тем более показателен факт того, что гражданам США в массовом порядке и впервые, кажется, в истории, предлагается стать трудовыми мигрантами.

 

Поскольку инициативы государственного секретаря США Хиллари Клинтон, премьер-министра Болгарии Бойко Борисова и президента Болгарии Росена Плевнелиева в деле «преодоления энергетической зависимости от России» разворачиваются в одном направлении, возникает вопрос: каким образом череда разорванных соглашений повлияет на самый главный совместный проект России и Болгарии — «Южный поток»?

 

На днях в Нью-Дели состоялся IV саммит BRICS, организации, объединяющей Бразилию, Россию, Индию, Китай и Южно-Африканскую республику. Несмотря на краткую продолжительность саммита, его значение можно смело считать значительным. Во всяком случае, лидеры стран-участников явно не были склонны ограничиваться принятием чисто символических итоговых резолюций, и результаты саммита выглядят очень внушительно.

 

По словам официальных лиц, Украина до июля рассчитывает получить от европейских финансовых институтов первый транш в размере 308 миллионов евро на модернизацию ГТС. Правда, в самом ЕС говорят о лишь том, что они надеются до конца лета лишь обсудить вопрос о возможности выделения подобной помощи. Впрочем, если верить озвученному Нацбанком Украины прогнозу прочности национальной экономики, то даже июль может оказаться недопустимо далёким сроком.

 

Федеральная резервная система по итогам прошлого года получила доход $77,4 млрд. Эта сумма в два раза превышает объем прибыли самой дорогой в мире компании — Apple. И это больше, чем совместный заработок пяти крупнейших американских банков: Goldman Sachs, JPMorgan Chase, Citigroup, Bank of America и Wells Fargo.

 

Во время своего визита в Пекин в рамках форума, посвящённого развитию Китая, глава Международного валютного фонда Кристин Лагард сделала ряд заявлений, которые заслуживают отдельного рассмотрения. На фоне сделанных в декабре предположений Лагард о том, что перед миром стоит реальная перспектива повторения Великой депрессии, сказанное 18 марта можно считать образцом оптимизма.

 

Перекрыв поставки нефти, США, не объявляя войны, смогут фактически загнать КНР в угол. Это, конечно, не значит, что они обязательно начнут реализовывать такую программу сразу, как только разберутся с Ираном, и даже, что вообще дело дойдет до этого. Главное, что они получат возможность в любой момент посадить КНР на голодный топливный паек.

 

Многие банки, в первую очередь итальянские и испанские, направили полученную ликвидность на скупку высокодоходных облигаций. Если дефолт Греции спровоцирует на долговом рынке «эффект домино», которого пока удалось избежать только благодаря раздуванию баланса ЕЦБ до рекордной отметки в 3,02 трлн евро, то банки вдруг окажутся обременены значительным объемом «токсичных» активов. В этом случае банковский сектор Европы ждет длительная игра на выживание.

 

.