Главная | Экономические интересы

ЕС, ГЕРМАНИЯ И ГРЕЦИЯ:
ПОСЛЕДНИЙ АКТ ФИНАНСОВОЙ ДРАМЫ?

На 7 сентября в Конституционном суде ФРГ запланированы публичные слушания по иску против первого пакета финансовой помощи Греции. Иск был подан представителем партийного блока ХДС/ХСС, и речь в нём идёт о том, что выделение таких кредитов нарушает ряд статей немецкой конституции. Ситуация неоднозначна настолько, что канцлер Меркель отменила свое участие в Мировом политическом форуме, который будет проведён 7-8 сентября в Ярославле.

Как стало известно, ведущие страны Евросоюза, которым в силу своего положения предстоит выступать в качестве финансового спасательного круга для более слабых «родственников», уже не намерены осуществлять подобную филантропическую деятельность без каких-либо встречных обязательств или хотя бы гарантий. Для того, чтобы иметь возможность осуществлять общую координацию усилий по спасению единого евро и самого ЕС как структуры, руководители Франции и Германии выдвинули совместное предложение о введении неких наднациональных управленческих структур, которые управляли ли бы финансами всего Евросоюза. По-крайней мере, до окончания наиболее опасной фазы финансового кризиса.

Напомним, что на состоявшемся 21 июля в Брюсселе обширном финансовом совещании, лидеры еврозоны договорились о втором пакете помощи Афинам. Греции, благодаря активному личному вмешательству германского канцлера, были обещаны еще 109 миллиардов евро от Международного валютного фонда и непосредственно из казны Евросоюза. Кроме того, было решено снизить плату за срочные кредиты для стран, оказавшихся на грани дефолта, а европейскому стабилизационному фонду позволено скупать их государственные облигации, не находящие спроса на частном рынке. Что в сложившейся ситуации выглядит даже большей благотворительностью, нежели сниженная ставка по кредитам.

Разумеется, в случае создания системы глобального управления, странам-членам ЕС неизбежно придётся делегировать часть своих суверенных финансовых полномочий указанной вышестоящей структуре. Что, как нетрудно догадаться, само по себе не может быть благоприятно воспринято всеми политическими силами членов Евросоюза и предполагает весьма бурное обсуждение в самом недалёком будущем. Ведь та же Греция склонна критиковать любые инициативы Германии. Так, весеннее высказывание Ангелы Меркель о том, что «жители таких стран, как Греция, Испания и Португалия, должны уходить на пенсию не раньше, чем германцы» было воспринято как покушение на основы национального менталитета, и вызвало настоящую бурю возмущения в тех самых «странах».

Тем не менее, власти Германии и Франции явно не собираются отступать от намеченного пути, и помимо создания самого надзорного органа собираются подвести под него мощный силовой фундамент.

Министр труда и социального обеспечения ФРГ Урсула фон дер Лайен, которая также является заместителем Ангелы Меркель на посту главы правящей партии ХДС, выступила с новым сенсационным заявлением. А именно — предложила, чтобы страны-должники ЕС в обмен на увеличение финансовой помощи со стороны кредиторов — читай, Германии, предоставили кредиторам гарантии в виде золотых резервов государства или представляющих эквивалентную ценность промышленных объектов.

«Это означает, что нам нужны гарантии погашения предоставляемых кредитов, всей Европе нужны такие гарантии», — отметила фон дер Лайен. Предложение было озвучено на экстренном заседании фракции ХДС/ХСС, созванном Ангелой Меркель, которая представила разработанную программу спасения еврозоны, чтобы заручиться поддержкой однопартийцев. Урсула фон дер Лайен пояснила, что только такими радикальными мерами можно обрести определённую уверенность в том, что «проблемные» страны не ослабят борьбу с запредельной государственной задолженностью. Проще говоря, в немецком истеблишменте назрело критическое раздражение вялостью Греции в решении собственных проблем, за счёт средств Германии.

Инициатива фон дер Лайен не нашла поддержки со стороны канцлера. Однако достаточно явно было продемонстрировано — в самой Германии, в её правящих политических кругах нет единства мысли о том, нужно ли вообще спасать Грецию, а если её спасать — то на каких условиях. Наиболее негативно относятся к планам Меркель представители партий, входящих в правящую коалицию. Многие из них в ультимативной форме выступают против увеличения пакета финансовой помощи любым странам-должникам, в том числе Греции. Отмечая, что политика преодоления долгового кризиса путем создания новых долгов уже доказала свою несостоятельность и адекватной реальности мерой спасения считаться не может

Для участия Германии в стомиллиардной операции по вытягиванию Греции из долговой «чёрной дыры» требуется санкция бундестага, который должен принять соответствующий закон. И греческие проблемы явно способны спровоцировать не финансовый, но политический кризис в самой Германии. Другой соратник Меркель по партии, заместитель председателя фракции ХДС/ХСС в бундестаге и глава комиссии бундестага по внутренней политике Вольфганг Босбах, в ультимативной форме потребовал разработать четкий план действий на тот случай, если должники в долгосрочной перспективе так и не смогут ликвидировать свою зияющую неплатежеспособность. В противном случае он отказался поддержать инициативу Меркель по предоставлению Греции дальнейшей финансовой помощи.

Главу комиссии бундестага не устраивает пропагандируемая Меркель идея увеличения европейского стабфонда и «предоставленное» ему право скупать долговые обязательства кризисных стран, ценность которых не может считаться сколько-нибудь значимой величиной. Господин Босбах выразил уверенность, что Греция в данных условиях никогда не сможет расплатиться по долгам, а принятые на посвященном этой проблеме саммите 21 июля решения фактически ведут дело к коллективной финансовой ответственности, что приведёт к убыткам всех остальных членов ЕС и подрывает стабильность евро. По словам Босбаха, проблема Афин не в отсутствии кредитов, а в неконкурентоспособности. В этой связи он обратил внимание, что за прошедшие месяцы положение Греции, несмотря на огромные кредиты, так и не улучшилось.

Со другой стороны, инициативы Меркель пользуются поддержкой министра финансов Вольфганга Шойбле, который призвал немецких консерваторов поддержать выделение дополнительной финансовой помощи странам-должникам, отметив, что последствия возможного дефолта Греции могут оказаться катастрофическими для всей Европы. Ведь не существует юридических процедур, позволяющих как то нормализовать ситуацию в том случае, если один из членов ЕС будет вынужден объявить дефолт. И в таком случае нужно будет заново выстраивать систему финансовых взаимоотношений между членами ЕС, которые пережили кризис, и теми, кому не так повезло.

Характерно то, что число сторонников и противников предоставления второго пакета помощи Греции в бундестаге примерно одинаково. Решение об увеличении (или отказе от) европейского стабилизационного фонда, предназначенного для оказания финансовой поддержки странам-должникам, должно быть принято бундестагом в конце сентября. И при такой двойственной позиции парламента нельзя заранее сказать, чем закончится голосование. Тем более, что на 7 сентября в Конституционном суде ФРГ запланированы публичные слушания по иску против первого пакета финансовой помощи Греции. Иск был подан представителем партийного блока ХДС/ХСС, и речь в нём идёт о том, что выделение таких кредитов нарушает ряд статей немецкой конституции.

Ситуация неоднозначна настолько, что канцлер Меркель отменила свое участие в Мировом политическом форуме, который будет проведён 7-8 сентября в Ярославле. Как сообщает The Financial Times Deutschland, глава немецкого правительства намерена сосредоточиться на разработке плана по стабилизации еврозоны и дипломатических переговорах с оппозицией, как «внешней», так и в своих собственных партийных рядах. И как раз в начале сентября анонсировано выступление Меркель, в ходе которого будут приведены убедительные для бундестага аргументы в пользу спасения Греции.

Сумма, которую предполагается выделить в пользу «спасения» Греции просто огромна. Можно сказать, что в сентябре у Греции — да и у канцлера Германии — наступит своеобразный момент истины. В зависимости от решения бундестага, Грецию ждёт либо сохранение текущей ситуации, когда её всем миром накачивают деньгами, либо придётся в большой спешке пытаться спасти собственную экономику своими силами. И к подобной практике неизбежно придётся прибегнуть Испании и Португалии. Итоги сентябрьских судов и заседаний в Германии можно заранее полагать определяющими для всего Евросоюза на ближайшие годы.

Что касается самой Ангелы Меркель, то ей предстоит одновременно уберечь Грецию от дефолта, не забыв про нужды самих немцев и парламентской коалиции. При этом совместить роль спасительницы Греции и роль пекущегося об интересах сограждан канцлера сегодня практически невозможно.

Александр Вишневский

 

 

 

RSS Twitter Facebook

Похожие материалы

  • Сегодня уже нет сомнений в том, что кризис в Греции превратился в кризис евро. Желание списать долги Греции, чтобы не дожидаться дальнейшего роста долговых процентов и обесценивания кредитов, становится всё более популярным в деловых и политических кругах. Однако сопротивление немецких избирателей, недовольных реализацией этих планов, с каждым днем будет нарастать. Что означает лишь одно — кризис евро может трансформировать в общеевропейский политический кризис, ставящий на повестку дня вопрос о самом существовании Евросоюза.

  • 25 стран Европейского Союза предполагают в марте подписать Трактат о Стабильности, иначе называемый Фискальным Пактом. Эта мера призвана спасти распадающуюся еврозону путем введения жесткого финансового контроля над бюджетами стран-участниц. Это, в свою очередь, предполагает раздел компетенции между европейским центром и национальными правительствами.

  • В настоящий момент Меркель отвергает идею выпуска единых бондов. Для начала нужно наладить процесс интеграции стран ЕС, в результате которой пред миром предстанет «новая Европа» с неофициальным центром в Берлине. И только после этого Германия будет готова позволить ЕЦБ накачивать экономику региона ликвидностью, обеспечив наполнение Европейского фонда финансовой стабильности необходимым объемом средств.

  • Европейский центральный банк долгое время скупал разнообразные долговые обязательства государств ЕС, пребывающих ныне в плачевном состоянии. Среди прочего, было выкуплено долговых обязательств Италии и Испании на впечатляющую сумму в 22 миллиарда евро. В случае попытки «развода» неизбежно возникнет проблема возврата денежных средств. К тому же, против такого варианта уже сейчас горячо протестуют в Греции, правительство которой было обижено отказом Меркель и Саркози принять идею единых европейских облигаций, которую Греция по понятным причинам активно лоббировала.

  • 3 марта международное агентство Moody’s снизило кредитный рейтинг Греции до C — самого низкого показателя в своей классификации. Нынешний рейтинг означает, что долговые обязательства страны, по сути, находятся в состоянии дефолта, при этом вероятность выплаты основной суммы долга и процентов по таким облигациям мала. Ранее, аналогичную негативную оценку состоянию Греции дали партнёры Moody’s по «большой тройке» — Fitch и S&P.

В этом разделе

Самый мощный поток иммиграции из Мексики пришелся на 2000 г., когда из этой страны в США переехали 700 тыс. человек. Однако теперь ситуация изменилась. Пожалуй, тот факт, что мексиканцы «голосуют ногами» против благоприятных прогнозов, является одним из показательных индикаторов того, что экономика США будет сокращаться более значительными темпами, нежели ожидают эксперты.

 

Количество реформ, проводимых нынешним правительством Венгрии, а, главное, объем реформируемых экономических и политических институтов не имеет прецедентов в современной Европе. Кроме премьера Виктора Орбана, пожалуй, никто даже в его правительстве не представляет себе сложности положения современной Венгрии. Венгерское правительство подвергается жесткому давлению международных организаций. Орбан напряженно ожидает решения Международного Валютного Фонда о предоставлении кредита Венгрии, что должно дать позитивный сигнал рынкам.

 

Если не решать проблему безработицы хотя бы в самых «больных» государствах ЕС, то условно положительные плоды, полученные от «недодефолта» Греции, в обозримой перспективе будут подпорчены необходимостью выплаты всё возрастающих пособий. На этом фоне тем более показателен факт того, что гражданам США в массовом порядке и впервые, кажется, в истории, предлагается стать трудовыми мигрантами.

 

Поскольку инициативы государственного секретаря США Хиллари Клинтон, премьер-министра Болгарии Бойко Борисова и президента Болгарии Росена Плевнелиева в деле «преодоления энергетической зависимости от России» разворачиваются в одном направлении, возникает вопрос: каким образом череда разорванных соглашений повлияет на самый главный совместный проект России и Болгарии — «Южный поток»?

 

На днях в Нью-Дели состоялся IV саммит BRICS, организации, объединяющей Бразилию, Россию, Индию, Китай и Южно-Африканскую республику. Несмотря на краткую продолжительность саммита, его значение можно смело считать значительным. Во всяком случае, лидеры стран-участников явно не были склонны ограничиваться принятием чисто символических итоговых резолюций, и результаты саммита выглядят очень внушительно.

 

По словам официальных лиц, Украина до июля рассчитывает получить от европейских финансовых институтов первый транш в размере 308 миллионов евро на модернизацию ГТС. Правда, в самом ЕС говорят о лишь том, что они надеются до конца лета лишь обсудить вопрос о возможности выделения подобной помощи. Впрочем, если верить озвученному Нацбанком Украины прогнозу прочности национальной экономики, то даже июль может оказаться недопустимо далёким сроком.

 

Федеральная резервная система по итогам прошлого года получила доход $77,4 млрд. Эта сумма в два раза превышает объем прибыли самой дорогой в мире компании — Apple. И это больше, чем совместный заработок пяти крупнейших американских банков: Goldman Sachs, JPMorgan Chase, Citigroup, Bank of America и Wells Fargo.

 

Во время своего визита в Пекин в рамках форума, посвящённого развитию Китая, глава Международного валютного фонда Кристин Лагард сделала ряд заявлений, которые заслуживают отдельного рассмотрения. На фоне сделанных в декабре предположений Лагард о том, что перед миром стоит реальная перспектива повторения Великой депрессии, сказанное 18 марта можно считать образцом оптимизма.

 

Перекрыв поставки нефти, США, не объявляя войны, смогут фактически загнать КНР в угол. Это, конечно, не значит, что они обязательно начнут реализовывать такую программу сразу, как только разберутся с Ираном, и даже, что вообще дело дойдет до этого. Главное, что они получат возможность в любой момент посадить КНР на голодный топливный паек.

 

Многие банки, в первую очередь итальянские и испанские, направили полученную ликвидность на скупку высокодоходных облигаций. Если дефолт Греции спровоцирует на долговом рынке «эффект домино», которого пока удалось избежать только благодаря раздуванию баланса ЕЦБ до рекордной отметки в 3,02 трлн евро, то банки вдруг окажутся обременены значительным объемом «токсичных» активов. В этом случае банковский сектор Европы ждет длительная игра на выживание.

 

.