Главная | Экономические интересы

ПЛАН СПАСЕНИЯ ЕВРОЗОНЫ ПРИНЯТ —
НО, ВОЗМОЖНО, СЛИШКОМ ПОЗДНО

Принятые на внеочередном саммите ЕС договорённости имеют большое значение и способны как помочь в решении долгового кризиса, так и совершенно преобразовать ЕС в новый формат. Но лишь при условии, что ЕС переживет кризис-2012, а идеологи Бюджетного пакта останутся на своих постах и сумеют победить на выборах.

Главным результатом внеочередного европейского саммита, состоявшегося в последние дни января, стало подписание Бюджетного пакта, о котором так долго говорили в руководстве ЕС. Этот договор, инициированный Францией и Германией, должен создать удобное правовое поле для проведения в жизнь финансовых реформ, актуальность которых даже неприлично лишний раз описывать.

«Договор стабильности, координации и управления», как официально называется итоговый пакт, существенно ужесточает существовавшие до сего момента границы дефицита бюджета по итогам года, который не должен был превышать 3% ВВП. Теперь же этот параметр ограничен 0,5% ВВП, причём данная норма подлежит закреплению не только на общеевропейском уровне, но и в национальном законодательстве. Выход за рамки дозволенного, автоматически вызовет по отношению к нарушителю штрафные санкции в размере 0,1-0,2% ВВП.

Юридически этим будет заниматься Европейский суд, а удержанные с нарушителей средства пойдут на наполнение нового «стабфонда» — Европейского механизма стабильности (ESM), который должен будет заменить действующий EFSF с 1 января 2013 года. Получать деньги из новой «копилки» смогут только те страны, кто присоединится к одобренному договору бюджетной стабильности. Причём условия кредитования в данном случае будут более выгодными, нежели заимствования на внешних рынках.

Правило «0,5%» не распространяется на страны, совокупный государственный долг которых не дотягивает до 60% ВВП. Таким государствам разрешается иметь больший дефицит, хотя какой конкретно — в точности неизвестно. Члены еврозоны обязаны подписать договор на следующем саммите 1-2 марта, в силу документ вступит после своей ратификации 12 странами. Остальные члены ЕС могут присоединиться к договору на добровольной основе.

Пока что, о своём желании присоединиться к варианту ужесточения бюджетной политики сигнализировали 25 из 27 государств. В оппозиции осталась Великобритания, предпочитающая в последнее время наблюдать за финансовым кризисом в Европе через пролив, минимизировав своё участие в совместных проектах всего ЕС. И, что достаточно неожиданно, Чехия. После консультаций с премьер-министром Нечасом, президент Чехии Вацлав Клаус сообщил о том, что новый договор ЕС не соответствует национальным интересам Чехии. По мнению Вацлава Клауса, Бюджетный пакт в первую очередь говорит, скорее, не об усилении бюджетной дисциплины как таковой, а «о злоупотреблении критической ситуацией в еврозоне».

«Речь идет о дальнейшем шаге на пути к ликвидации суверенитета отдельных европейских государств при переходе к фискальному союзу, в понятной терминологии — о попытке снять ответственность с отдельных государств за их национальные бюджеты», — достаточно обтекаемо заявил Клаус. Но между строк читается достаточно отчётливый мессидж — Бюджетный пакт в Чехии воспринимают как покушение на суверенитет. Занять свою традиционно «сепаратистскую» позицию попробовала было Польша, но сменила гнев на милость, получив уверения Брюсселя в том, что ключевые решения по финансам ЕС будут приниматься с учётом мнения тех государств, которые не входят в еврозону.

Таким образом, сформирован механизм, который выстраивает систему взаимоотношений между странами-должниками и государствами-донорами, который в теории позволит реагировать на колебания экономик и финансов. Но ежегодная корректировка не может дать ему необходимую гибкость. Решение вопроса о наполнении европейских резервов с 2013 года не снимает с повестки дня другую тему — что же делать сейчас, в 2012 году?

Например, в первые месяцы текущего года для рефинансирования долгов Италии потребуется 550 миллиардов евро. Наряду с принятием нового основополагающего документа, власти Евросоюза призвали кредиторов Греции выделить стране дополнительную финансовую помощь в размере 130 миллиардов евро в течение недели. Председатель Европейского совета Херман ван Ромпей добавил, что в том случае, если переговоры не увенчаются успехом «в самое ближайшее время», Греции придётся объявлять дефолт во второй половине марта, когда подойдёт срок обязательных выплат по долговым обязательствам. Так, 20 марта Афинам нужно выплатить порядка 14 миллиардов евро, которые попросту отсутствуют в государственной казне. Частные инвесторы уже согласились простить Греции половину её обязательств, примерно 100 миллиардов евро. И требование немедленно изыскать ещё 130 миллиардов не может не обеспокоить их — тем более, что Афины не слишком усердно выполняют требования, которыми было обусловлено списание 50% всех долгов.

Ситуация в Греции настолько безнадёжна, что Ангела Меркель ранее выдвинула предложение о предоставлении специальному комиссару ЕС по бюджету права вето в отношении греческого бюджета — на тот случай, если финансовая политика Афин и дальше не будет сочетаться с общеевропейскими мерами по оздоровлению экономики страны. «Учитывая неудовлетворительное выполнение согласованных условий, Греция должна согласиться на передачу бюджетного суверенитета на европейский уровень на какой-то период времени», — говорится в предложениях Германии. Также Германия предлагает законодательно закрепить приоритет расходов на обслуживание долга по сравнению с другими расходными статьями бюджета. Прочие члены ЕС готовы удовлетвориться письменными гарантиями Афин в том, что Греция придерживается жесткой бюджетной экономии и проводит структурные реформы.

Если у Чехии были формальные поводы заподозрить Германию и Брюссель в попытках узурпации власти, но Греция, как видно, вообще не имеет причин сомневаться в недоверии старших партнёров. Министр финансов Греции Эвангелос Венизелос заявил, что большие государства не должны ставить Грецию перед дилеммой «получить экономическую помощь или сохранить национальное достоинство». По этому поводу министр финансов Германии Вольфганг Шойбле сказал: «Возможно, мы должны более пристально изучить способы помощи Греции в выполнении этой сложной задачи». Глава греческого правительства Лукас Пападимос уклончиво заявил, что хоть Греции и «может понадобиться больше помощи, чем предполагалось раньше», но ужесточение бюджетного надзора со стороны ЕС власти страны «не обсуждают».

Впрочем, поле для маневра у Афин практически отсутствует, и дилемма, о которой говорил Венизелос, скорее сводится к вопросу — что, в глазах Брюсселя, Парижа и Берлина перевесит — потери единой европейской валюты после дефолта Греции или финансовые затраты на дальнейшее поддержание иллюзии жизнеспособности греческой экономики? Вряд ли такие категории, как «национальное достоинство греков» принимаются всерьёз кредиторами Афин.

Кроме того, выполнению намеченных на 2013 год планов могут помешать внутриполитические процессы в странах — локомотивах ЕС. В центре внимания — президентские выборы во Франции, которые пройдут в апреле-мае. Предварительная расстановка сил неблагоприятна для действующего президента Саркози и паневропейской линии, которую он продвигает в тандеме с Ангелой Меркель. Лидирующий, согласно предварительным опросам, претендент от Социалистической партии Франсуа Олланд, а также лидер Национального фронта Марин Ле Пен уже сообщили о намерении сократить участие Франции во всех общеевропейских дотационных программах, сосредоточившись на социальной защите собственных граждан.

Перехватывая лозунги Марин Ле Пен, Франсуа Олланд пообещал, что после победы инициирует кардинальный пересмотр всех бюджетных соглашений в рамках ЕС. В этой ситуации Германия останется единственным защитником экономического единства Европы и её валюты — и то, возможно, ненадолго. Парламентские выборы в Германии назначены на 2013 год, и не стоит исключать возможности того, что на смену Ангеле Меркель придёт человек с иными, нежели у нее, взглядами на национальные интересы Германии.

Относительно планов пополнения ресурсов в ближней перспективе, было лишь озвучено намерение ввести дополнительный налог на финансовые операции. Как сообщил президент Саркози, начиная с августа, все транзакции будут облагаться дополнительным сбором в 0,1%. На что немедленно отреагировала Великобритания — премьер-министр Кэмерон, давний противник Саркози, «услужливо» предложил «французским банкам и бизнесу» проводить финансовые операции на территории Соединённого Королевства.

Принятые на внеочередном саммите ЕС договорённости имеют большое значение, и способны как помочь в решении долгового кризиса, так и совершенно преобразовать ЕС в новый формат. Но лишь при условии, что ЕС переживет кризис-2012, а идеологи Бюджетного пакта останутся на своих постах и сумеют победить на выборах.

 

 

 

RSS Twitter Facebook

Похожие материалы

  • 25 стран Европейского Союза предполагают в марте подписать Трактат о Стабильности, иначе называемый Фискальным Пактом. Эта мера призвана спасти распадающуюся еврозону путем введения жесткого финансового контроля над бюджетами стран-участниц. Это, в свою очередь, предполагает раздел компетенции между европейским центром и национальными правительствами.

  • В настоящий момент Меркель отвергает идею выпуска единых бондов. Для начала нужно наладить процесс интеграции стран ЕС, в результате которой пред миром предстанет «новая Европа» с неофициальным центром в Берлине. И только после этого Германия будет готова позволить ЕЦБ накачивать экономику региона ликвидностью, обеспечив наполнение Европейского фонда финансовой стабильности необходимым объемом средств.

  • Европейский стабилизационный фонд (EFSF), даже если составит 1 триллион евро, едва ли способен стать панацеей. Ведь общий долг всех банков пяти стран ЕС (Греции, Португалии, Италии, Испании и Ирландии ), находящихся в наиболее сложном положении, составляет сегодня примерно 6 триллионов евро. Объём долгов «срочных», которые могут потребоваться в ближайшее время, составляет 3 триллиона евро.

  • 3 марта международное агентство Moody’s снизило кредитный рейтинг Греции до C — самого низкого показателя в своей классификации. Нынешний рейтинг означает, что долговые обязательства страны, по сути, находятся в состоянии дефолта, при этом вероятность выплаты основной суммы долга и процентов по таким облигациям мала. Ранее, аналогичную негативную оценку состоянию Греции дали партнёры Moody’s по «большой тройке» — Fitch и S&P.

  • Принятое в атмосфере протестов и народного гнева решение греческого парламента не означает, что Греция останется в еврозоне. Депутатам парламентов стран-доноров придется учесть, что официальная безработица в Греции сейчас находится на уровне 21%. И это ещё до масштабных увольнений. Реализовать принятый план будет очень непросто.

В этом разделе

Самый мощный поток иммиграции из Мексики пришелся на 2000 г., когда из этой страны в США переехали 700 тыс. человек. Однако теперь ситуация изменилась. Пожалуй, тот факт, что мексиканцы «голосуют ногами» против благоприятных прогнозов, является одним из показательных индикаторов того, что экономика США будет сокращаться более значительными темпами, нежели ожидают эксперты.

 

Количество реформ, проводимых нынешним правительством Венгрии, а, главное, объем реформируемых экономических и политических институтов не имеет прецедентов в современной Европе. Кроме премьера Виктора Орбана, пожалуй, никто даже в его правительстве не представляет себе сложности положения современной Венгрии. Венгерское правительство подвергается жесткому давлению международных организаций. Орбан напряженно ожидает решения Международного Валютного Фонда о предоставлении кредита Венгрии, что должно дать позитивный сигнал рынкам.

 

Если не решать проблему безработицы хотя бы в самых «больных» государствах ЕС, то условно положительные плоды, полученные от «недодефолта» Греции, в обозримой перспективе будут подпорчены необходимостью выплаты всё возрастающих пособий. На этом фоне тем более показателен факт того, что гражданам США в массовом порядке и впервые, кажется, в истории, предлагается стать трудовыми мигрантами.

 

Поскольку инициативы государственного секретаря США Хиллари Клинтон, премьер-министра Болгарии Бойко Борисова и президента Болгарии Росена Плевнелиева в деле «преодоления энергетической зависимости от России» разворачиваются в одном направлении, возникает вопрос: каким образом череда разорванных соглашений повлияет на самый главный совместный проект России и Болгарии — «Южный поток»?

 

На днях в Нью-Дели состоялся IV саммит BRICS, организации, объединяющей Бразилию, Россию, Индию, Китай и Южно-Африканскую республику. Несмотря на краткую продолжительность саммита, его значение можно смело считать значительным. Во всяком случае, лидеры стран-участников явно не были склонны ограничиваться принятием чисто символических итоговых резолюций, и результаты саммита выглядят очень внушительно.

 

По словам официальных лиц, Украина до июля рассчитывает получить от европейских финансовых институтов первый транш в размере 308 миллионов евро на модернизацию ГТС. Правда, в самом ЕС говорят о лишь том, что они надеются до конца лета лишь обсудить вопрос о возможности выделения подобной помощи. Впрочем, если верить озвученному Нацбанком Украины прогнозу прочности национальной экономики, то даже июль может оказаться недопустимо далёким сроком.

 

Федеральная резервная система по итогам прошлого года получила доход $77,4 млрд. Эта сумма в два раза превышает объем прибыли самой дорогой в мире компании — Apple. И это больше, чем совместный заработок пяти крупнейших американских банков: Goldman Sachs, JPMorgan Chase, Citigroup, Bank of America и Wells Fargo.

 

Во время своего визита в Пекин в рамках форума, посвящённого развитию Китая, глава Международного валютного фонда Кристин Лагард сделала ряд заявлений, которые заслуживают отдельного рассмотрения. На фоне сделанных в декабре предположений Лагард о том, что перед миром стоит реальная перспектива повторения Великой депрессии, сказанное 18 марта можно считать образцом оптимизма.

 

Перекрыв поставки нефти, США, не объявляя войны, смогут фактически загнать КНР в угол. Это, конечно, не значит, что они обязательно начнут реализовывать такую программу сразу, как только разберутся с Ираном, и даже, что вообще дело дойдет до этого. Главное, что они получат возможность в любой момент посадить КНР на голодный топливный паек.

 

Многие банки, в первую очередь итальянские и испанские, направили полученную ликвидность на скупку высокодоходных облигаций. Если дефолт Греции спровоцирует на долговом рынке «эффект домино», которого пока удалось избежать только благодаря раздуванию баланса ЕЦБ до рекордной отметки в 3,02 трлн евро, то банки вдруг окажутся обременены значительным объемом «токсичных» активов. В этом случае банковский сектор Европы ждет длительная игра на выживание.

 

.