Главная | Экономические интересы

ГРЕЦИЯ: СОЦИАЛЬНЫЙ ВЗРЫВ — СЕГОДНЯ, ДЕФОЛТ — ЗАВТРА?

В ночь на 13 февраля парламент Греции одобрил план сокращения бюджетных расходов, необходимый для дальнейшего получения финансовой помощи со стороны международных финансовых организаций и Евросоюза. Внеочередное заседание проходило на фоне демонстраций и беспорядков, грандиозных даже по греческим меркам — на улицы греческих городов вечером 12 февраля вышло более ста тысяч человек. В Афинах было подожжено около 40 зданий, разграблено как минимум три банка, около 150 магазинов и несколько полицейских участков. Пострадали здания, имеющие историческую ценность — анархисты полностью сожгли исторический кинотеатр «Аттикон», построенный в 1870 году. Всё это проходило на фоне общенациональной забастовки, которая координировалась крупнейшими профсоюзами ADEDY и GSEE. Были парализованы государственные учреждения, школы, суды, транспорт, музеи и кинотеатры.

Если говорить объективно, то причины для народного недовольства имеются. Принятый греческим парламентом план представляет собой весьма жёсткий в социальном плане документ. Для того, чтобы «списать» порядка 100 миллиардов евро частных долгов и получить дополнительную финансовую помощь от ЕС в размере 130 миллиардов евро, греческим властям пришлось пойти на крайне непопулярные меры. Так, пенсии и минимальная заработная плата уменьшаются на 20%, в этом году будет сокращено 15 000 государственных служащих, а всего до 2015 года из госсектора необходимо уволить 150 000 человек. Трудовое законодательство должно подвергнуться значительной либерализации, количество дополнительных выплат будет сильно сокращено. Впрочем, времени у Афин практически не оставалось — чтобы совершить самые необходимые платежи по кредитам и избежать дефолта, Греции необходимо получить порядка 15 миллиардов евро до 20 марта, а согласовать получение этого транша было необходимо не позднее 13 февраля.

Печально то, что при всей важности одобренного в парламенте плана, он не гарантирует греческой экономике стабильности и подъёма. Кредиторы Греции уже не склоны доверять Афинам на слово. Министр финансов ФРГ Вольфганг Шойбле заявил, что «мы не можем вливать миллиарды в бездонную бочку», и потребовал от Афин последовательной реализации решений по экономии госрасходов, независимо от того, какие политические силы в будущем придут к власти в стране. С ним солидарен председатель Еврогруппы Жан-Клод Юнкер, настаивающий на том, чтобы лидеры политических партий Греции предоставили некие «серьезные политические гарантии» о соблюдении принятых мер и непрерывном выполнении взятых на себя обязательств.

При этом следует отметить, что на апрель 2012 года в Греции назначены парламентские выборы. И главным поводом для полемики наверняка будет одобренный план спасения экономики.

Собственно, первые внутриполитические последствия проявились ещё до подписания документа. Депутат Георгиос Маврикос от Коммунистической партии Греции во время обсуждения швырнул 700-страничный том с подробным описанием плана экономии в сторону трибуны, где сидел министр финансов Эвангелос Венизелос, чем вызвал возмущение однопартийцев Венизелоса — социалистов.

Коммунисты заявили, что коалиционное правительство премьера Лукаса Пападимоса не имеет полномочий на проведение подобных мер, и потому необходимо провести досрочные выборы в парламент. А вся процедура голосования является фарсом, потому что подробно рассмотреть и оценить 700-страничный документ за несколько часов не представляется возможным. Накал страстей был так силён, что некоторые депутаты парламента подали в отставку прямо в ходе подготовки к голосованию.

Тем не менее, министр финансов Венизелос заявил депутатам, что им придётся «выбрать плохое, чтобы избежать худшего, ведь от этого зависит спасение страны», и после присяги новых депутатов, пришедших на смену ушедшим — голосование состоялось.

Из 278 присутствующих в зале депутатов «за» проголосовало 199. Против были 74, пятеро — воздержались. По итогам голосования, партийный состав греческого парламента снова изменился, ведь проголосовавшие «против» депутаты нарушили партийную дисциплину. Левоцентристская партия ПАСОК исключила из своей парламентской фракции 22 депутата, правоцентристская «Новая демократия» — 21 парламентария, а националистическая ЛАОС — двух народных избранников. В итоге, вес составляющих коалиционное большинство фракций ПАСОК и «Новая демократия» уменьшился с 80% до 65%, а доля независимых депутатов увеличилась до 25%.

Сложно сказать, каким образом при подобной быстроте переформатирования греческого парламента, представители стран-доноров желают обеспечить предсказуемость Греции получением неких «письменных гарантии» от присутствующих в парламенте партий. Тенденция, при которой симпатиями избирателей пользуются партии националистического толка, избегающие «лишних» зависимостей от «центрального» ЕС, в последнее время достаточно очевидна. Понятно, что запланированные на апрель выборы являются существенной угрозой для преемственности финансовых отношений Афин и Брюсселя.

Тем более, что составляющие правящую коалицию партии во взглядах на выборы кардинально расходятся. Лидеры ПАСОК предлагают продлить полномочия технического премьера Лукаса Пападимоса, но лидирующие в опросах общественного мнения правоцентристы настаивают на скорейшем проведении выборов для формирования нового правительства. В этом их поддерживают националисты из ЛАОС.

Учитывая то, что активные усилия по экономии рассчитаны на три года, с учётом греческих реалий придётся признать — вовсе не исключено, что в очередном новом парламенте появятся неизвестные сейчас партии, которые войдут в большую политику на фоне народного недовольства падением уровня жизни, сокращениями, и прочими сопутствующими общегосударственной экономии явлениями.

Кроме того, принятие плана сокращения государственных расходов выглядит условием необходимым, но недостаточным. Помимо решения министров финансов ЕС, которое станет известно 15 февраля, Греции, вероятно, потребуется получить одобрение национальных парламентов стран еврозоны. Так, по предварительной информации, голосование в немецком Бундестаге об условиях выделения финансовой помощи Греции состоится 27 февраля. Министр экономики Германии Филипп Рёслер заявил, что перед заседанием парламента Германии, которая вносит наибольший вклад в европейские программы спасения, он предпочёл бы увидеть обновлённый доклад об исполнении Грецией предыдущих мер, затребованных кредиторами. «Голосование греческого парламента было необходимым условием, но реализация этих мер — это то, что действительно принимается во внимание, — сказал Рёслер. — Мы подождём доклада о достигнутом Грецией прогрессе». Представитель министерства финансов Германии сегодня предположил, что окончательное решение о выделении второй программы помощи Греции будет принято лишь в марте. Представители же Эстонии сообщили, что парламент страны намерен проголосовать по греческому вопросу до 23 февраля. Другие страны со сроками голосования пока не определились.

Таким образом, принятое в атмосфере протестов и народного гнева решение греческого парламента не означает, что Греция останется в еврозоне. Депутатам парламентов стран-доноров придется учесть, что официальная безработица в Греции сейчас находится на уровне 21%. И это ещё до масштабных увольнений. Реализовать принятый план будет очень непросто. Вдобавок, придётся решать массу дополнительных задач — например, как удержать квалифицированную рабочую силу в стране, ведь безработному греку в условиях Евросоюза ничто не мешает отправиться на заработки в страну, где минимальные зарплаты ещё не настолько обвалились.

 

 

 

RSS Twitter Facebook

Похожие материалы

  • Дефолт Греции опасен тем, что это, в первую очередь, «политический» дефолт, от которого невозможно уберечься, вводя меры по сокращению расходов. Как только руководство любой страны европейского региона пытается сбросить с себя часть социальной нагрузки, оно моментально теряет поддержку среди населения, и разрушительные акции протеста в Афинах — ярчайший тому пример.

  • 3 марта международное агентство Moody’s снизило кредитный рейтинг Греции до C — самого низкого показателя в своей классификации. Нынешний рейтинг означает, что долговые обязательства страны, по сути, находятся в состоянии дефолта, при этом вероятность выплаты основной суммы долга и процентов по таким облигациям мала. Ранее, аналогичную негативную оценку состоянию Греции дали партнёры Moody’s по «большой тройке» — Fitch и S&P.

  • Европейский стабилизационный фонд (EFSF), даже если составит 1 триллион евро, едва ли способен стать панацеей. Ведь общий долг всех банков пяти стран ЕС (Греции, Португалии, Италии, Испании и Ирландии ), находящихся в наиболее сложном положении, составляет сегодня примерно 6 триллионов евро. Объём долгов «срочных», которые могут потребоваться в ближайшее время, составляет 3 триллиона евро.

  • Сегодня уже нет сомнений в том, что кризис в Греции превратился в кризис евро. Желание списать долги Греции, чтобы не дожидаться дальнейшего роста долговых процентов и обесценивания кредитов, становится всё более популярным в деловых и политических кругах. Однако сопротивление немецких избирателей, недовольных реализацией этих планов, с каждым днем будет нарастать. Что означает лишь одно — кризис евро может трансформировать в общеевропейский политический кризис, ставящий на повестку дня вопрос о самом существовании Евросоюза.

  • Принятые на внеочередном саммите ЕС договорённости имеют большое значение и способны как помочь в решении долгового кризиса, так и совершенно преобразовать ЕС в новый формат. Но лишь при условии, что ЕС переживет кризис-2012, а идеологи Бюджетного пакта останутся на своих постах и сумеют победить на выборах.

В этом разделе

Самый мощный поток иммиграции из Мексики пришелся на 2000 г., когда из этой страны в США переехали 700 тыс. человек. Однако теперь ситуация изменилась. Пожалуй, тот факт, что мексиканцы «голосуют ногами» против благоприятных прогнозов, является одним из показательных индикаторов того, что экономика США будет сокращаться более значительными темпами, нежели ожидают эксперты.

 

Количество реформ, проводимых нынешним правительством Венгрии, а, главное, объем реформируемых экономических и политических институтов не имеет прецедентов в современной Европе. Кроме премьера Виктора Орбана, пожалуй, никто даже в его правительстве не представляет себе сложности положения современной Венгрии. Венгерское правительство подвергается жесткому давлению международных организаций. Орбан напряженно ожидает решения Международного Валютного Фонда о предоставлении кредита Венгрии, что должно дать позитивный сигнал рынкам.

 

Если не решать проблему безработицы хотя бы в самых «больных» государствах ЕС, то условно положительные плоды, полученные от «недодефолта» Греции, в обозримой перспективе будут подпорчены необходимостью выплаты всё возрастающих пособий. На этом фоне тем более показателен факт того, что гражданам США в массовом порядке и впервые, кажется, в истории, предлагается стать трудовыми мигрантами.

 

Поскольку инициативы государственного секретаря США Хиллари Клинтон, премьер-министра Болгарии Бойко Борисова и президента Болгарии Росена Плевнелиева в деле «преодоления энергетической зависимости от России» разворачиваются в одном направлении, возникает вопрос: каким образом череда разорванных соглашений повлияет на самый главный совместный проект России и Болгарии — «Южный поток»?

 

На днях в Нью-Дели состоялся IV саммит BRICS, организации, объединяющей Бразилию, Россию, Индию, Китай и Южно-Африканскую республику. Несмотря на краткую продолжительность саммита, его значение можно смело считать значительным. Во всяком случае, лидеры стран-участников явно не были склонны ограничиваться принятием чисто символических итоговых резолюций, и результаты саммита выглядят очень внушительно.

 

По словам официальных лиц, Украина до июля рассчитывает получить от европейских финансовых институтов первый транш в размере 308 миллионов евро на модернизацию ГТС. Правда, в самом ЕС говорят о лишь том, что они надеются до конца лета лишь обсудить вопрос о возможности выделения подобной помощи. Впрочем, если верить озвученному Нацбанком Украины прогнозу прочности национальной экономики, то даже июль может оказаться недопустимо далёким сроком.

 

Федеральная резервная система по итогам прошлого года получила доход $77,4 млрд. Эта сумма в два раза превышает объем прибыли самой дорогой в мире компании — Apple. И это больше, чем совместный заработок пяти крупнейших американских банков: Goldman Sachs, JPMorgan Chase, Citigroup, Bank of America и Wells Fargo.

 

Во время своего визита в Пекин в рамках форума, посвящённого развитию Китая, глава Международного валютного фонда Кристин Лагард сделала ряд заявлений, которые заслуживают отдельного рассмотрения. На фоне сделанных в декабре предположений Лагард о том, что перед миром стоит реальная перспектива повторения Великой депрессии, сказанное 18 марта можно считать образцом оптимизма.

 

Перекрыв поставки нефти, США, не объявляя войны, смогут фактически загнать КНР в угол. Это, конечно, не значит, что они обязательно начнут реализовывать такую программу сразу, как только разберутся с Ираном, и даже, что вообще дело дойдет до этого. Главное, что они получат возможность в любой момент посадить КНР на голодный топливный паек.

 

Многие банки, в первую очередь итальянские и испанские, направили полученную ликвидность на скупку высокодоходных облигаций. Если дефолт Греции спровоцирует на долговом рынке «эффект домино», которого пока удалось избежать только благодаря раздуванию баланса ЕЦБ до рекордной отметки в 3,02 трлн евро, то банки вдруг окажутся обременены значительным объемом «токсичных» активов. В этом случае банковский сектор Европы ждет длительная игра на выживание.

 

.