Главная | Экономические интересы

БЮДЖЕТ США: ГОСДОЛГ РАСТЕТ, НО ДЕНЕГ НА «АРАБСКУЮ ВЕСНУ» НЕ ЖАЛКО

Найдётся ли во время обсуждения проекта бюджета США хоть один парламентарий, который задаст вопрос — не странно ли сначала развязывать череду революций на Ближнем Востоке и доводить отношения с Ираном до предвоенного состояния, а потом жаловаться на повышение стоимости нефти? Особенно пикантно то, что в проекте бюджета Барак Обама предлагает выделить $800 миллионов долларов «на поддержание политических и экономических реформ в странах, затронутых событиями «арабской весны». Эта сумма равняется средствам, выделенным на создание рабочих мест и развитие инфраструктуры в самих США.

В полном соответствии с негативными прогнозами, 9 января 2012 года государственный долг США превысил годовой ВВП страны. По данным газеты USA Today, сумма американской задолженности в середине января составляла 15,23 триллиона долларов, а общий объем товаров и услуг, производимых за год, оценивается в 15,17 триллиона долларов.

Яснее всего объясняет ситуацию пресс-релиз организации «Двухпартийный политический центр», влиятельной структуры, объединяющей отставных политических деятелей, генералов и разведчиков как от Республиканской, так и Демократической партий: «это означает, что все производимое в нашей стране идет на покрытие госдолга».

В отличие от августа прошлого года, когда споры по поводу увеличения госдолга месяц держали в напряжении весь мир, нынешняя процедура прошла без особого шума. 26 января сенат США поддержал предложение президента Барака Обамы о повышении лимита госдолга страны до $16,39 триллионов. Особенного выбора в данном случае не имелось — как сообщил председатель комиссии сената по финансовым вопросам Макс Баукус, без повышения лимита госдолга «у правительства не осталось бы средств на реализацию программ и выполнения обязательств перед партнерами».

Как и ожидалось, американский долг растёт по экспоненте. Для того, чтобы преодолеть новый потолок, установленный в августе, долговым обязательствам США понадобилось меньше полугода. Можно быть практически уверенным в том, что чуда не случится. И до конца 2012 года, если правительство США не изыщет неизвестных сверхрезервов, потолок придётся поднимать как минимум ещё один раз. При этом, с большим трудом заключённое в августе 2011 года соглашение между Бараком Обамой и Конгрессом предусматривало три раунда повышения лимита заимствований, и суммарно планка госдолга могла быть поднята на $2,1-2,4 триллиона. 1,16 триллиона из этого «резерва» уже взято, и как остаток предполагается растянуть на ещё два повышения — непонятно.

Для выхода из такого незавидного положения, у США есть два очевидных решения — либо меньше тратить, либо больше зарабатывать. Соглашение между президентом и сенатом предусматривало сокращение дефицита федерального бюджета на $2,1 триллиона в течение 10 лет. При этом, прогнозы на ближайшее десятилетие рисуют неутешительные цифры — за этот срок государственный долг США увеличится до 26 триллионов долларов. Для того, чтобы балансировать на грани 100% соотношения долгов и ВВП, экономике США необходимо расти на 6-7% процентов ежегодно. А для кардинального оздоровления потребуется нечто большее.

11 февраля Барак Обама внес в Конгресс проект бюджета на следующий финансовый год, начинающийся 1 октября 2012 года. Плановый дефицит бюджета составит $1,33 триллиона, что явно намекает на перспективу новых переговоров между президентом и сенатом в ближайшем будущем. И предвыборные обещания Обамы по сокращению дефицита бюджета вдвое так и остались обещаниями. Напомним, дефицит бюджет США в 2009 году составлял $1,42 триллиона.

Озвученный Обамой плановый дефицит примерно на 30% превосходит планы сентября 2011, когда Белый Дом надеялся на увеличение долга на $956 миллиардов. Оптимистичные и более реальные прогнозы по следующим финансовым периодам расходятся примерно в той же степени.

Доходы бюджета планируется увеличить за счет изменения налогового законодательства. Наиболее жесткий вариант предполагает увеличение ставки налога с дивидендов с 15% до 39,6%. Помимо этого, предусмотрено введение минимального 30-процентного налога для всех лиц, зарабатывающих более $1 млн. Дополнительно будут сокращены субсидии нефтедобывающим компаниям, а сами они будут обложены дополнительными налогами.

Впрочем, все эти меры по подсчетам Белого дома принесут бюджету примерно $210 миллиардов за следующие 10 лет. Нетрудно заметить, что этого явно будет недостаточно. Некоторые американские экономисты предлагают слегка сгладить картину манипуляциями со статистикой. А именно — не учитывать внутренние долговые обязательства по программам социального обеспечения. Но даже если закрыть глаза на это очевидно существующее бремя, государственный долг «просядет» до 11 триллионов долларов — около 72% ВВП.

Барак Обама призвал поскорее принять проект бюджета, сославшись на то, что промедление в таком вопросе лишь усложняет ситуацию. При этом были обозначены «стрелочники», виновные в том, что экономическое положение Америки не столь блестяще, как это хотелось бы президенту США. «Экономика все еще ослаблена, и в какой-то мере причиной тому послужили события, не подвластные правительству США, такие как землетрясение в Японии, ситуация с государственными долговыми обязательствами у некоторых стран Евросоюза, а также так называемая „арабская весна“ и ее влияние на нефтяные цены», — заявил американский лидер.

Безусловно, проволочки в таком вопросе весьма пагубны. Разногласия между правящей Демократической и оппозиционной Республиканской партиями уже привели к полной приостановке или сокращению финансирования некоторых государственных структур, в частности Федерального авиационного управления. Но всё же любопытно, найдётся ли во время обсуждения проекта бюджета США хоть один парламентарий, который задаст вопрос — не странно ли сначала развязывать череду революций на Ближнем Востоке и доводить отношения с Ираном до предвоенного состояния, а потом жаловаться на повышение стоимости нефти? Особенно пикантно то, что в проекте бюджета Барак Обама предлагает выделить $800 миллионов долларов «на поддержание политических и экономических реформ в странах, затронутых событиями «арабской весны». Эта сумма равняется средствам, выделенным на создание рабочих мест и развитие инфраструктуры в самих США.

Понятно, что столь радикальный проект вызвал резкую критику в среде республиканцев, в частности в палате представителей. Председатель бюджетного комитета палаты представителей Пол Райан назвал бюджет «рецептом долгового кризиса и падения Америки». Сенатор от штата Вайоминг Джон Барассо добавил, что «таким бюджетом Обама просто отказался от роли лидера. Кто-то у меня спросил, а не привезет ли президент в Конгресс финансовый труп? Нет, нет, он привез нам новые долги. Вот что мы увидели. Вместо обещаний сократить дефицит на 4 триллиона за 10 лет, он его увеличил на 11 триллионов».

Предложенный президентом Обамой проект бюджета несбалансирован до такой степени, что о своём недовольстве документом заявили не только республиканцы. Неофициально их поддержали некоторые демократы. Большинство экспертов также сходится во мнении, что в таких обстоятельствах сенат заблокирует проект бюджета. Тем более, что принимать документ, в несколько раз увеличивающий налоги, предстоит в атмосфере близящихся выборов, где будут в значительной степени обновлены обе палаты американского Конгресса.

 

 

 

RSS Twitter Facebook

Похожие материалы

  • 2012 год имеет все шансы войти в историю как период, в котором состоится сразу два кризиса — США и Европы. В одно и то же время лидерам ЕС и США предстоит принимать крайне ответственные решения и находить выходы из ситуаций, которые сейчас выглядят неразрешимыми. Проблемы Европы и Америки, даже взятые по отдельности, несут угрозу мировой стабильности. А их наложение друг на друга вполне способно разрушить не только глобальную экономику, но и привести к изменениям на других уровнях.

  • После того, как были обнародованы итоговые данные экономической статистики Евросоюза, сомнения в благополучном исходе антикризисных мер лишь окрепли. Согласно данным Eurostat (статистического управления ЕС), в IV квартале 2011 года общий ВВП еврозоны снизился на 0,3% относительно предыдущего квартала, что может стать началом весьма неприятной тенденции. Кроме того, была зафиксирована техническая рецессия Италии и Нидерландов. Их экономики сократились в последнем квартале примерно на 0,7% по отношению к предыдущему периоду.

  • Складывается впечатление, что КНР одновременно преследует две цели. Первая — вынудить США не на словах, а на деле заняться решением проблемы своих долгов, что необходимо для хотя бы частичного возврата тех капиталов, которые Китай вложил в США. Вторая же цель заключается в том, чтобы вне зависимости то того, назовут ли дефолт США «дефолтом» или он будет поименован как-то изящнее, сдвинуть финансовый полюс мира на несколько градусов в сторону Пекина.

  • После фактического исчерпания всех «цивилизованных» способов выхода из кризиса, остаётся богатый выбор средств иного рода. От продажи государств «под ключ» и строительства казино, до встраивания мафии в государственный механизм на правах института защиты инвестиций и контроля за исполнением обязательств.

  • Когда кризис пытаются безуспешно преодолеть на протяжении долгого времени, обязательно наступает стадия, на которой начинаются активные поиски виновных. Ведь удовлетворительно объяснить явное несоответствие предпринимаемых усилий и реально достигнутых результатов, можно, порой, лишь сославшись на происки внешних врагов.

В этом разделе

Самый мощный поток иммиграции из Мексики пришелся на 2000 г., когда из этой страны в США переехали 700 тыс. человек. Однако теперь ситуация изменилась. Пожалуй, тот факт, что мексиканцы «голосуют ногами» против благоприятных прогнозов, является одним из показательных индикаторов того, что экономика США будет сокращаться более значительными темпами, нежели ожидают эксперты.

 

Количество реформ, проводимых нынешним правительством Венгрии, а, главное, объем реформируемых экономических и политических институтов не имеет прецедентов в современной Европе. Кроме премьера Виктора Орбана, пожалуй, никто даже в его правительстве не представляет себе сложности положения современной Венгрии. Венгерское правительство подвергается жесткому давлению международных организаций. Орбан напряженно ожидает решения Международного Валютного Фонда о предоставлении кредита Венгрии, что должно дать позитивный сигнал рынкам.

 

Если не решать проблему безработицы хотя бы в самых «больных» государствах ЕС, то условно положительные плоды, полученные от «недодефолта» Греции, в обозримой перспективе будут подпорчены необходимостью выплаты всё возрастающих пособий. На этом фоне тем более показателен факт того, что гражданам США в массовом порядке и впервые, кажется, в истории, предлагается стать трудовыми мигрантами.

 

Поскольку инициативы государственного секретаря США Хиллари Клинтон, премьер-министра Болгарии Бойко Борисова и президента Болгарии Росена Плевнелиева в деле «преодоления энергетической зависимости от России» разворачиваются в одном направлении, возникает вопрос: каким образом череда разорванных соглашений повлияет на самый главный совместный проект России и Болгарии — «Южный поток»?

 

На днях в Нью-Дели состоялся IV саммит BRICS, организации, объединяющей Бразилию, Россию, Индию, Китай и Южно-Африканскую республику. Несмотря на краткую продолжительность саммита, его значение можно смело считать значительным. Во всяком случае, лидеры стран-участников явно не были склонны ограничиваться принятием чисто символических итоговых резолюций, и результаты саммита выглядят очень внушительно.

 

По словам официальных лиц, Украина до июля рассчитывает получить от европейских финансовых институтов первый транш в размере 308 миллионов евро на модернизацию ГТС. Правда, в самом ЕС говорят о лишь том, что они надеются до конца лета лишь обсудить вопрос о возможности выделения подобной помощи. Впрочем, если верить озвученному Нацбанком Украины прогнозу прочности национальной экономики, то даже июль может оказаться недопустимо далёким сроком.

 

Федеральная резервная система по итогам прошлого года получила доход $77,4 млрд. Эта сумма в два раза превышает объем прибыли самой дорогой в мире компании — Apple. И это больше, чем совместный заработок пяти крупнейших американских банков: Goldman Sachs, JPMorgan Chase, Citigroup, Bank of America и Wells Fargo.

 

Во время своего визита в Пекин в рамках форума, посвящённого развитию Китая, глава Международного валютного фонда Кристин Лагард сделала ряд заявлений, которые заслуживают отдельного рассмотрения. На фоне сделанных в декабре предположений Лагард о том, что перед миром стоит реальная перспектива повторения Великой депрессии, сказанное 18 марта можно считать образцом оптимизма.

 

Перекрыв поставки нефти, США, не объявляя войны, смогут фактически загнать КНР в угол. Это, конечно, не значит, что они обязательно начнут реализовывать такую программу сразу, как только разберутся с Ираном, и даже, что вообще дело дойдет до этого. Главное, что они получат возможность в любой момент посадить КНР на голодный топливный паек.

 

Многие банки, в первую очередь итальянские и испанские, направили полученную ликвидность на скупку высокодоходных облигаций. Если дефолт Греции спровоцирует на долговом рынке «эффект домино», которого пока удалось избежать только благодаря раздуванию баланса ЕЦБ до рекордной отметки в 3,02 трлн евро, то банки вдруг окажутся обременены значительным объемом «токсичных» активов. В этом случае банковский сектор Европы ждет длительная игра на выживание.

 

.