Главная | Экономические интересы

«НОВЫЕ ШЕЛКОВЫЕ ПУТИ»: ЭКСПАНСИЯ КИТАЯ НА БАЛКАНАХ

Многие обозреватели, определяя новые направления экономики Китая, говорят о «новых шелковых путях» — маршрутах, призванных улучшить условия транспортировки товаров. Эти новые континентальные направления имеют целью значительно сократить традиционные морские маршруты при отправлении из крупных китайских портов.

В последнее время часто обсуждается растущее влияние Китая на африканском континенте, однако, при этом забываются китайские успехи на Балканах. Уже в семидесятые годы существовали предпосылки к албано-китайскому сотрудничеству, но только в восьмидесятых Китай занялся выработкой реальной доктрины отношений с южно-европейскими странами. Сначала присутствие на Балканах казалось Китаю политическим проектом двойного назначения: во-первых, по отношению к Европе, во-вторых, к бывшей сфере влияния Советского Союза. После падения железного занавеса Пекин усилил свое влияние на Балканы, фокусируясь на коммерческом потенциале стран этого региона. За последнее десятилетие внешнеторговый обмен между Европой и Китаем вырос практически в четыре раза, со 101 миллиарда евро в 2000 году до 395 миллиардов евро в 2010.

Очевидно, цель Пекина состоит в сбыте дешевой китайской продукции балканским потребителям. Сначала торговые связи между Китаем и Балканами начали развиваться в направлении трех главных рынков региона — Болгарии, Румынии и Хорватии. В 2010 году двухсторонний торговый оборот с Бухарестом насчитывал 2,6 миллиарда евро, в то время как с Загребом и Софией оборот составил 1,1 миллиард евро и 630,5 миллионов евро, соответственно. Что касается Сербии, то, несмотря на хорошие отношения между Китаем и Сербией при Милошевиче, в 2010 году двухсторонний торговый оборот с Китаем достиг лишь суммы в 325 миллионов евро. Символом китайского успеха на Балканах стало открытие в 2010 и 2011 годах гигантских «чайнатаунов» в пригородах Белграда, Бухареста и Загреба. Аналогичный проект в настоящее время выполняется и в Болгарии.

Китайское внедрение в экономику Балкан носит не только коммерческий, но и промышленный характер. Это, к примеру, случай Dongfeng — одной из крупнейших китайских автомобилестроительных компаний, которая в конце 2009 года заключила контракт с сербской Fabrika Automobila Priboj (FAP) на сборку автомобилей в Сербии. Упомянем также о сотрудничестве китайской корпорации «Great Wall Motor» и болгарской компании «Litex Motors», которые в феврале 2011 начали производство автомобилей эконом-класса. Китай также развивает инвестиционную политику в области добычи полезных ископаемых для того, чтобы обеспечить растущие потребности экономики своей страны. Например, китайская металлургическая компания «China Minmetals Corporation» недавно подписала договор с «Aurubis Bulgaria» — филиалом крупнейшего европейского производителя меди. Вскоре после этого китайская компания «Sichuan Jiannanchun International Group» и турецкая «Kürüm Energy, Resources, and Metallurgy» создали совместное предприятие «Illyria Mineral Industry», которое намерено развивать экспорт албанского феррохрома в Китай. В настоящее время Пекин ведет переговоры о запуске подобных проектов в Боснии-Герцеговине и Косово.

Греция замечательно иллюстрирует китайские достижений на Балканах. В самый разгар кризиса Китай оказал весомую поддержку экономике Греции покупкой краткосрочных долговых обязательств, выпущенных казначейством этой страны, но главным образом тем, что подписал контракт на 3,4 миллиарда евро, позволивший одной из крупнейших в мире транспортных судоходных компаний «China Ocean Shipping Company» отремонтировать и использовать часть греческого порта Пирея. Контракт позволил китайской компании построить третью погрузочную пристань и логистический центр, увеличив тем самым пропускную способность порта. Пекин также учредил особый греко-китайский фонд в пять миллиардов долларов для развития морского судоходства, планируя увеличить перевалку контейнеров втрое. Таким образом, к 2015 году порт сможет принимать до 3,7 миллиона грузовых судов в год, а двусторонний торговый оборот с Афинами возрастет до восьми миллиардов долларов ежегодно. Строя этот китайский транспортный узел в Средиземном море, Пекин должен был постепенно начать направлять маршруты своих судов от портов Неаполя и Стамбула в сторону Греции. Но «China Ocean Shipping Company» имеет виды также и на порт Салоники, который посредством железной дороги соединен с другими Балканскими странами и с Центральной Европой.

Китайское правительство непосредственно заинтересовано в скорой приватизации греческой государственной железнодорожной компании, которую планируют выставить на продажу в рамках сокращения государственного долга страны. Китайское намерение установить контроль над морским и железнодорожным сообщением Греции вполне понятно: Пекин хочет сделать Грецию чем-то вроде своего перевалочного узла, чтобы, поставляя китайскую продукцию в средиземноморский регион, затем иметь возможность переправлять ее во все стороны света: с севера страны в Центральную Европу, а с юга Греции — в страны мусульманского мира.

Многие обозреватели, определяя новые направления экономики Китая, говорят о «новых шелковых путях» — маршрутах, призванных улучшить условия транспортировки товаров. Эти новые континентальные направления имеют целью значительно сократить традиционные морские маршруты при отправлении из крупных китайских портов. Очевидно также, что ввиду все более частых случаев пиратства, железнодорожные перевозки на сегодняшний день намного надежнее, чем морской транспорт. Следовательно, строительство «греческого транспортного узла» логично вписывается в планы оптимизации коммерческих маршрутов, особенно если сопоставить его с проектами по освоению новых железнодорожных направлений. Именно с этой целью Китайский Банк развития (CDB) принял участие в финансировании (с суммой в 4,5 миллиарда евро) строительства участка общеевропейского транспортного коридора № 10, открытие которого намечено на 2013 год. Этот коридор должен соединить Западную Европу с Турцией, проходя через территорию Австрии, Словении, Хорватии, Венгрии, Сербии, Македонии, Болгарии и, конечно же, Греции. Пекин также финансирует восстановление моста в пригороде Белграда, который соединит оба берега Дуная и будет закончен в 2014 году, получив название «Мост сербо-китайской дружбы».

 

 

 

RSS Twitter Facebook

Об авторе

Похожие материалы

  • Поднебесная империя сейчас признана крупнейшим мировым производителем ветряных электростанций и солнечных батарей, поддерживающим при этом строительство АЭС и электростанций, работающих на чистом угле. В конце концов, учитывая отсутствие политики поддержки инновационных технологий, как в США, так и в Европе, в один прекрасный день может случиться так, что Запад обнаружит свою зависимость уже не от нефти Ближнего Востока, а от энергетических технологий «Made in China».

  • Переговоры Китая о помощи ЕС касаются прежде всего будущего места Пекина в мировой финансовой системе. Китай готов оказать Европе экономическую поддержку лишь в том случае, если ЕС пойдёт на ряд уступок. В частности, предоставит КНР больше влияния в МВФ, будет шире применять юань при международных расчётах, повысит экономический статус Китая в ВТО, избавит Пекин от назойливости в отношении валютных курсов и снимет действующее эмбарго на поставки европейского оружия.

  • Китай начинает теснить доллар, сокращая его присутствие во всех международных расчётах, не относящихся непосредственно к США. Причём эта тенденция проявляется даже в тех регионах, которые полагались «традиционно» американской сферой влияния. Кроме того, Поднебесная последовательно насыщает кредитами в юанях кризисную Европу, дополнительно преследуя цели юридического признания юаня в качестве резервной мировой валюты.

  • Обстановка вокруг оспариваемого сразу несколькими странами архипелага Спратли (по-китайски Наньша) в Южно-Китайском море остается острой. После очередного инцидента, произошедшего 10 апреля, между китайскими и филиппинскими военными моряками, Пекин и Манила в который раз обменялись резкими дипломатическими нотами, где стороны подчеркнули, что острова является их «неотъемлемой территорией».

  • Что будет, если развивающиеся страны решат последовать примеру Китая, который постепенно снижает зависимость от внешних рынков, развивая рынок внутренний, и предпочитает не вкладывать деньги в разнообразные фонды, которые потом уйдут на условную «Грецию» и с большой вероятностью будут списаны? Пекин, как известно, не разбрасывается деньгами и следует тактике точечной скупки технологий, предприятий, и ресурсов.

В этом разделе

Самый мощный поток иммиграции из Мексики пришелся на 2000 г., когда из этой страны в США переехали 700 тыс. человек. Однако теперь ситуация изменилась. Пожалуй, тот факт, что мексиканцы «голосуют ногами» против благоприятных прогнозов, является одним из показательных индикаторов того, что экономика США будет сокращаться более значительными темпами, нежели ожидают эксперты.

 

Количество реформ, проводимых нынешним правительством Венгрии, а, главное, объем реформируемых экономических и политических институтов не имеет прецедентов в современной Европе. Кроме премьера Виктора Орбана, пожалуй, никто даже в его правительстве не представляет себе сложности положения современной Венгрии. Венгерское правительство подвергается жесткому давлению международных организаций. Орбан напряженно ожидает решения Международного Валютного Фонда о предоставлении кредита Венгрии, что должно дать позитивный сигнал рынкам.

 

Если не решать проблему безработицы хотя бы в самых «больных» государствах ЕС, то условно положительные плоды, полученные от «недодефолта» Греции, в обозримой перспективе будут подпорчены необходимостью выплаты всё возрастающих пособий. На этом фоне тем более показателен факт того, что гражданам США в массовом порядке и впервые, кажется, в истории, предлагается стать трудовыми мигрантами.

 

Поскольку инициативы государственного секретаря США Хиллари Клинтон, премьер-министра Болгарии Бойко Борисова и президента Болгарии Росена Плевнелиева в деле «преодоления энергетической зависимости от России» разворачиваются в одном направлении, возникает вопрос: каким образом череда разорванных соглашений повлияет на самый главный совместный проект России и Болгарии — «Южный поток»?

 

На днях в Нью-Дели состоялся IV саммит BRICS, организации, объединяющей Бразилию, Россию, Индию, Китай и Южно-Африканскую республику. Несмотря на краткую продолжительность саммита, его значение можно смело считать значительным. Во всяком случае, лидеры стран-участников явно не были склонны ограничиваться принятием чисто символических итоговых резолюций, и результаты саммита выглядят очень внушительно.

 

По словам официальных лиц, Украина до июля рассчитывает получить от европейских финансовых институтов первый транш в размере 308 миллионов евро на модернизацию ГТС. Правда, в самом ЕС говорят о лишь том, что они надеются до конца лета лишь обсудить вопрос о возможности выделения подобной помощи. Впрочем, если верить озвученному Нацбанком Украины прогнозу прочности национальной экономики, то даже июль может оказаться недопустимо далёким сроком.

 

Федеральная резервная система по итогам прошлого года получила доход $77,4 млрд. Эта сумма в два раза превышает объем прибыли самой дорогой в мире компании — Apple. И это больше, чем совместный заработок пяти крупнейших американских банков: Goldman Sachs, JPMorgan Chase, Citigroup, Bank of America и Wells Fargo.

 

Во время своего визита в Пекин в рамках форума, посвящённого развитию Китая, глава Международного валютного фонда Кристин Лагард сделала ряд заявлений, которые заслуживают отдельного рассмотрения. На фоне сделанных в декабре предположений Лагард о том, что перед миром стоит реальная перспектива повторения Великой депрессии, сказанное 18 марта можно считать образцом оптимизма.

 

Перекрыв поставки нефти, США, не объявляя войны, смогут фактически загнать КНР в угол. Это, конечно, не значит, что они обязательно начнут реализовывать такую программу сразу, как только разберутся с Ираном, и даже, что вообще дело дойдет до этого. Главное, что они получат возможность в любой момент посадить КНР на голодный топливный паек.

 

Многие банки, в первую очередь итальянские и испанские, направили полученную ликвидность на скупку высокодоходных облигаций. Если дефолт Греции спровоцирует на долговом рынке «эффект домино», которого пока удалось избежать только благодаря раздуванию баланса ЕЦБ до рекордной отметки в 3,02 трлн евро, то банки вдруг окажутся обременены значительным объемом «токсичных» активов. В этом случае банковский сектор Европы ждет длительная игра на выживание.

 

.