Главная | Экономические интересы

УКРАИНА В ГАЗОВОМ ЦЕЙТНОТЕ

По словам официальных лиц, Украина до июля рассчитывает получить от европейских финансовых институтов первый транш в размере 308 миллионов евро на модернизацию ГТС. Правда, в самом ЕС говорят о лишь том, что они надеются до конца лета лишь обсудить вопрос о возможности выделения подобной помощи. Впрочем, если верить озвученному Нацбанком Украины прогнозу прочности национальной экономики, то даже июль может оказаться недопустимо далёким сроком.

Газовый конфликт, проходящий красной нитью через всю историю взаимоотношений суверенной Украины и Российской Федерации, всегда отличался причудливыми поворотами. Однако, при изучении последних новостей с «газовых фронтов», всё чаще приходишь к выводу, что даже самая изощрённая фантазия имеет свои пределы. И, поскольку отношения между официальным Киевом и Брюсселем сейчас напряжены даже в большей степени, чем с Москвой — неудивительно, что уже звучавшие некогда резкие аргументы Киева адресованы теперь Европе.

Общую атмосферу проводящихся время от времени межгосударственных переговоров относительно судьбы украинской ГТС и стоимости газа можно охарактеризовать как «стабильно бесперспективную». Как известно, официальный Киев настаивает на том, что стоимость газа — завышена, а «Северный» и «Южный» потоки представляют собой прямую угрозу благосостоянию украинского государства. Особенность претензий состоит в том, что обосновать цифрами «нелогичность» цены и, тем более, обратиться с такой аргументацией в международные суды, представители газовой отрасли Украины не могут. «Нужно ожидать, что ты выиграешь. Если первичный юридический анализ тебе об этом не говорит, то наверно просто глупо идти и проигрывать. Мы знаем абсолютно точно, как будут обстоять дела», — прокомментировал перспективы обращения в суд первый вице-премьер Украины Валерий Хорошковский. К тому же, несмотря на весьма эмоциональную риторику, при ближайшем рассмотрении оказывается, что с юридической точки зрения контракты безупречны, а цена, которую Украина платит по факту, оказывается ниже, чем во многих других странах Европы.

Собственно, иначе и быть не может. За исключением отдельных уникальных случаев, цены на газовом рынке рассчитываются по общим принципам, которые были разработаны после открытия крупного месторождения Гронинген на севере Голландии в 1959 году, и остаются неизменными более полувека. Согласно существующей традиции, стоимость газа высчитывается на основе стоимости нефтепродуктов, продавец принимает на себя риски в области разработки и добычи, а покупатель соглашается на протяжении продолжительного периода закупать известный объём газа по оговоренной цене, причём в отношении него действует правило «бери или плати».

При всей активной деятельности по пересмотру действующего соглашения, в Киеве прекрасно осознают всю бесперспективность обращения в суд с требованием снизить цену вдвое, тем более, что рычагов давления как на Брюссель, так и на Москву у него не имеется. Пока что, максимальный успех по снижению цены, достигнутый компаниями Европы, не превысил 15-20%.

В таких
условиях, Украине приходится выбирать меньшее из двух зол. Динамика газовых цен для Украины находится в полном соответствии с колебаниями мировых цен на нефть и выглядит следующим образом: в первом квартале 2011 года стоимость была 265 долларов за тысячу кубометров, во втором квартале — 297, в третьем — около 350, в четвертом — приблизилась к 400 долларам. В первом квартале 2012 года цена возросла до 416 долларов. В начале января министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Бойко заявлял, что Украина намерена закупать в России лишь объемы газа, которые «необходимы для украинской экономики», то есть примерно вдвое меньше, нежели предусмотренные в контракте объёмы. При этом достаточно откровенно говорится — было выбрано наиболее «скромное» нарушение контракта.

Вице-премьер Хорошковский сообщил, что «единственный вариант, которым мы защищаемся, это сокращение объемов покупки. Хотя это и является частичным нарушением правила „бери или плати“, но, в данном случае это, как говорится, меньшее нарушение». Можно лишь добавить, что нарушение принципа «take or pay» является не частичным, увы, а самым прямым нарушением.

Естественно, возникает вопрос — почему «Газпром» не пытается подать в суд на «Нафтогаз» на основании явного невыполнения партнером своих обязательств. Возможно, причина лежит в том, что в этом случае трудности возникнут уже с получением договорной неустойки. На протяжении последних месяцев, чтобы расплатиться с ежемесячными счетами, составляющими порядка 1,5 миллиарда долларов, украинский монополист «Нафтогаз» был вынужден использовать различные ухищрения — привлекать кредиты от частных банков, занимать деньги для осуществления выплат «Газпрому» у структур самого «Газпрома».

По информации, озвученной доктором экономических наук, президентом Центра рыночных реформ Владимиром Лановым, деньги для оплаты счёта за февраль были взяты напрямую из государственного пенсионного фонда Украины. Золотовалютные резервы Украины снижаются впечатляющими темпами на протяжении полугода — на 1 марта 2012 они составляли 31 миллиард 048,6 миллионов долларов, что по сообщению Национального банка Украины «позволяет финансировать будущий импорт товаров и услуг на протяжении 3,5 месяцев». При таком плачевном состоянии экономики, подавать на Украину в суд с неминуемым последующим требованием компенсаций, это значит, говоря, вульгарно говоря, бить лежачего.

Приток валюты, получаемой от транзита энергоресурсов по территории Украины, с учётом озвученного выше, ещё больше ассоциируется с национальной экономической безопасностью. В год Украина получает примерно 3 миллиарда долларов благодаря загрузке доставшейся после распада СССР национальной ГТС. С учётом введения в строй «Северного» и уже недалёкого запуска «Южного потока», на торжественную церемонию начала строительства которого руководство «Газпрома» явно не без умысла пригласило своих украинских коллег, остаётся совсем немного времени на то, чтобы отыскать ГТС место в новой картине мира.

Если несколько месяцев назад украинские чиновники направляли требования обеспечить гарантии существования национального газопровода в Москву, то теперь эти ультиматумы идут в противоположную сторону. Украина ожидает от Евросоюза официального заявления о его позиции в отношении строительства Россией обходного газопровода «Южный поток».

Об этом сообщил заместитель главы правления НАК «Нафтогаз Украины» Вадим Чупрун на пресс-конференции 26 марта. «Если украинская ГТС признана перспективной, тогда где место „Южному потоку“. Вот здесь нам необходимо, чтобы Европа проявила конструктивный подход и заявила свою к нему позицию», — заявил представитель «Нафтогаза». Изрядно завысив в своём выступлении стоимость «Южного потока», чиновник уведомил Европу о том, что «Южный поток» ей не выгоден, и куда проще реставрировать украинскую ГТС.

При этом, буквально на днях, парламент Украины принял законопроект, который запрещает «передачу с баланса на баланс, в концессию, в аренду, лизинг, залог, управление, в уставный фонд других юридических лиц, что может привести к отчуждению основных фондов и акций НАК „Нафтогаз Украины“, дочерних и учрежденных ею предприятий».

Евросоюзу, таким образом, предлагается выделить деньги на реконструкцию того, чем он никоим образом управлять не сможет. К тому же, нет никаких гарантий будущей прибыльности «Нафтогаза». На этом основании, кстати, отказался кредитовать ремонт распределительных сетей ЕБРР. «Как можно кредитовать убыточную компанию?», — заявил в Киеве старший банкир ЕБРР Поль Шапиро.

Впрочем, это представителей «Нафтогаза» не смущает. «Мы ведем разговор о том, что, раз мы не нужны со своей газотранспортной системой, нужно подготовиться к тому, чтобы она была в дальнейшем загружена. Она имеет колоссальные возможности: она имеет возможность транспортировать на Запад и такой же объем назад. Мы, может быть, включим ее в общую систему — газотранспортную систему нашу и Европы», — сказал заместитель главы правления «Нафтогаза» Чупрун. Ни в коей мере не отрицая потенциальных способностей любой трубы транспортировать нечто как в одну, так и в другую сторону, всё-таки не совсем понятно — неужели ЕС посчитает нужным «включить в общую систему» газопроводы Украины только для того, чтобы по ним что-то циркулировало в разных направлениях? Ведь основные потребители газа, развитые предприятия, находятся в Европе, а не на Украине.

По словам официальных лиц, Украина до июля рассчитывает получить от европейских финансовых институтов первый транш в размере 308 миллионов евро на модернизацию ГТС. Правда, в самом ЕС говорят о лишь том, что они надеются до конца лета лишь обсудить вопрос о возможности выделения подобной помощи. Впрочем, если верить озвученному Нацбанком Украины прогнозу прочности национальной экономики, то даже июль может оказаться недопустимо далёким сроком.

 

 

 

RSS Twitter Facebook

Об авторе

Похожие материалы

  • Находясь в бедственном финансовом положении, украинская компания упорно старается сделать хорошую мину при плохой игре. Несмотря на то, что без помощи государства «Нафтогаз» гарантированно не сможет рассчитаться с «Газпромом» по итогам года, должностные лица Украины выскребают последние копейки из пустующей казны на финансирование демонстративного ремонта участка ГТС, на оплату консультантов и даже на PR подобной деятельности.

  • Но чем ближе к полной мощности Nord Stream, чем больше шансов на запуск South Stream, чем серьезнее планы по модернизации принадлежащей «Газпрому» компании «Белтрансгаз», тем меньше стоимость украинской ГТС и перспективы её продажи. Путём несложных калькуляций, можно предсказать наступление момента, когда торг станет бессмысленным — он приходится на 2014 год.

  • Будущий бюджет Украины будет выглядеть убедительно и привлекательно для МВФ лишь в том случае, когда стоимость газа для Украины упадёт до 230 долларов с нынешних 400-450. Автоматически возникает вопрос — что же Украина намеревается предложить «Газпрому» ради снижения стоимости газа вдвое? Согласие на торговлю в рублях выглядит, скорее, как разумная попытка «малой кровью» получить возможность оперировать хоть чем-то в газовых переговорах.

  • Затянув переговоры до предела, украинская сторона завела их полный тупик. Нынешний газовый кризис, кажется, решить именно в «газовой» плоскости уже нельзя. Скорее всего, если он и будет решён, то путём торгов и договоренностей совершенно иного рода.

  • Для того, чтобы рассчитаться с «Газпромом» за октябрьские поставки газа, компании «Нафтогаз» пришлось взять кредит в размере 550 миллионов долларов в... «Газпромбанке». Заместитель министра энергетики и угольной промышленности Украины Владимир Макуха уточнил, что ставка по кредиту составила семь процентов годовых. То есть, чтобы расплатиться с «Газпромом» Украине приходится одалживать деньги у «Газпрома» же. Более того, согласно информации, которую приводят представители парламентской оппозиции, в конце года у правительства Украины может не остаться денег для финансирования своих обязательств.

В этом разделе

Самый мощный поток иммиграции из Мексики пришелся на 2000 г., когда из этой страны в США переехали 700 тыс. человек. Однако теперь ситуация изменилась. Пожалуй, тот факт, что мексиканцы «голосуют ногами» против благоприятных прогнозов, является одним из показательных индикаторов того, что экономика США будет сокращаться более значительными темпами, нежели ожидают эксперты.

 

Количество реформ, проводимых нынешним правительством Венгрии, а, главное, объем реформируемых экономических и политических институтов не имеет прецедентов в современной Европе. Кроме премьера Виктора Орбана, пожалуй, никто даже в его правительстве не представляет себе сложности положения современной Венгрии. Венгерское правительство подвергается жесткому давлению международных организаций. Орбан напряженно ожидает решения Международного Валютного Фонда о предоставлении кредита Венгрии, что должно дать позитивный сигнал рынкам.

 

Если не решать проблему безработицы хотя бы в самых «больных» государствах ЕС, то условно положительные плоды, полученные от «недодефолта» Греции, в обозримой перспективе будут подпорчены необходимостью выплаты всё возрастающих пособий. На этом фоне тем более показателен факт того, что гражданам США в массовом порядке и впервые, кажется, в истории, предлагается стать трудовыми мигрантами.

 

Поскольку инициативы государственного секретаря США Хиллари Клинтон, премьер-министра Болгарии Бойко Борисова и президента Болгарии Росена Плевнелиева в деле «преодоления энергетической зависимости от России» разворачиваются в одном направлении, возникает вопрос: каким образом череда разорванных соглашений повлияет на самый главный совместный проект России и Болгарии — «Южный поток»?

 

На днях в Нью-Дели состоялся IV саммит BRICS, организации, объединяющей Бразилию, Россию, Индию, Китай и Южно-Африканскую республику. Несмотря на краткую продолжительность саммита, его значение можно смело считать значительным. Во всяком случае, лидеры стран-участников явно не были склонны ограничиваться принятием чисто символических итоговых резолюций, и результаты саммита выглядят очень внушительно.

 

По словам официальных лиц, Украина до июля рассчитывает получить от европейских финансовых институтов первый транш в размере 308 миллионов евро на модернизацию ГТС. Правда, в самом ЕС говорят о лишь том, что они надеются до конца лета лишь обсудить вопрос о возможности выделения подобной помощи. Впрочем, если верить озвученному Нацбанком Украины прогнозу прочности национальной экономики, то даже июль может оказаться недопустимо далёким сроком.

 

Федеральная резервная система по итогам прошлого года получила доход $77,4 млрд. Эта сумма в два раза превышает объем прибыли самой дорогой в мире компании — Apple. И это больше, чем совместный заработок пяти крупнейших американских банков: Goldman Sachs, JPMorgan Chase, Citigroup, Bank of America и Wells Fargo.

 

Во время своего визита в Пекин в рамках форума, посвящённого развитию Китая, глава Международного валютного фонда Кристин Лагард сделала ряд заявлений, которые заслуживают отдельного рассмотрения. На фоне сделанных в декабре предположений Лагард о том, что перед миром стоит реальная перспектива повторения Великой депрессии, сказанное 18 марта можно считать образцом оптимизма.

 

Перекрыв поставки нефти, США, не объявляя войны, смогут фактически загнать КНР в угол. Это, конечно, не значит, что они обязательно начнут реализовывать такую программу сразу, как только разберутся с Ираном, и даже, что вообще дело дойдет до этого. Главное, что они получат возможность в любой момент посадить КНР на голодный топливный паек.

 

Многие банки, в первую очередь итальянские и испанские, направили полученную ликвидность на скупку высокодоходных облигаций. Если дефолт Греции спровоцирует на долговом рынке «эффект домино», которого пока удалось избежать только благодаря раздуванию баланса ЕЦБ до рекордной отметки в 3,02 трлн евро, то банки вдруг окажутся обременены значительным объемом «токсичных» активов. В этом случае банковский сектор Европы ждет длительная игра на выживание.

 

.