Главная | Геополитика

РОССИЯ, НАТО И ВОПРОС О СОВМЕСТНОЙ СИСТЕМЕ ПРО: МЕЖДУ СОЧИ И ЧИКАГО

За фасадом миролюбивой риторики высокопоставленных лиц Вашингтона и Брюсселя, как выясняется, снова и снова разрабатываются планы подготовки к ведению боевых действий против Российской Федерации. При этом планирование ведется не только на уровне штабов альянса, но и на уровне соответствующих военных органов отдельных стран-членов НАТО и групп. Возможно, именно в этом кроется основная причина того, почему США и НАТО не желают связывать себе руки не только тесным сотрудничеством с Россией при развертывании общей системы ПРО, но и даже предоставлением гарантий того, что данная система никогда не будет использована против российских сил ядерного сдерживания.

Эксперты и аналитики продолжают обсуждать итоги выездной сессии Совета Россия — НАТО в Сочи, основным вопросом которой являлось сотрудничество при создании совместной системы противоракетной обороны. Стороны не пришли к соглашению и не смогли выработать общую позицию по перспективам создания европейской ПРО и возможностям стратегического сотрудничества Москвы и Брюсселя. Участники сессии с разной степенью откровенности признали, что прогресса по одному из ключевых вопросов — совместной с Россией системе противоракетной обороны (ПРО) — достичь не удалось. Однако стороны выразили надежду, что НАТО и Россия смогут договориться относительно ПРО на следующем заседании Совета, которое состоится в Чикаго в 2012 году.

Как известно, США и НАТО считают, что системы ПРО в Европе и России должны работать автономно и только обмениваться информацией. Первый этап развертывания европейской системы, который планируется начать в 2012 году, включает в себя ракеты, расположенные на американских военных кораблях. В 2015 году, в ходе второго этапа, — будет добавлена наземная противоракетная система, расположенная в Румынии и Польше, а также развернут мощный радар в Турции. Третий этап включает в себя средства для перехвата ракет, способных долететь до Лондона, в то время как в ходе четвертого этапа, намеченного на 2020 год, планируется развернуть перехватчики, способные сбить межконтинентальную ракету.

Россия обеспокоена последней фазой четырехступенчатой программы, запланированной на 2020 год, в ходе которой будут размещены перехватчики, способные уничтожить российские межконтинентальные ракеты, которые составляют основную часть ядерного вооружения страны.

Отсутствие видимых результатов встречи вызвало массу откликов военных экспертов в СМИ. Мнения, как всегда, разделились. Одни считают, что требования Москвы о создании общей системы с совместным управлением ею не соответствует Уставу НАТО, а требование гарантий, что система не будет направлена против российских ракетно-ядерных сил сдерживания, неприемлемо. Другие настаивают на том, что Россия желает гарантий собственной безопасности и это ее право.

Некоторые специалисты считают, что противоречия между Москвой и Вашингтоном являются реликтом холодной войны, когда обе стороны стремились иметь возможность нанесения ответного ракетно-ядерного удара. В то время стороны придерживались доктрины, в которой говорится, что принцип взаимно-гарантированного уничтожения обеспечивает «стратегическую стабильность», хотя это понятие стабильности возникло в момент, когда Москва была столицей сверхдержавы, имевшей противоположную идеологию и осуществлявшей глобальное соперничество с США. Эксперты считают, что политика России и в настоящее время определяется этой доктриной, а на более широкое сотрудничество с США и НАТО она согласна пойти, лишь имея определенные гарантии. По мнению тех же экспертов, какие-либо обязательные в правовом отношении гарантии, в соответствии с которыми американские противоракеты не будут сбивать российские ракеты, не имеют никаких шансов пройти через Сенат.

Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен заявил, что соглашение 1997 года между НАТО и Россией гласило, что стороны не будут использовать силу друг против друга, а потому никаких других гарантий не нужно. Жителей Санкт-Петербурга он заверил, что их прекрасный город едва ли будет целью для ракетного удара. Сразу возникает вопрос: а как насчет Москвы?

В Германии эксперты пяти исследовательских институтов, занимающихся проблемами мира и безопасности, пришли к выводу, что риторика и действительность в отношениях между Россией и НАТО слишком сильно расходятся, а стороны не готовы к стратегическому партнерству. В опубликованном незадолго до сочинской встречи документе эксперты призвали внимательнее прислушаться к мнению Москвы и сделать так, чтобы «с военной точки зрения отношения между альянсом и Кремлем не были столь абсурдными». Как напомнили авторы исследования, и спустя 20 лет после окончания «холодной войны», Россия и США обладают таким количеством ядерного оружия, которого хватило бы на то, чтобы несколько раз разрушить не только европейский континент, но и весь мир. НАТО и России следует договориться об общей системе безопасности, которая «полностью изменила бы правила игры на евроатлантическом пространстве». В то же время, по мнению германских экспертов, прогресса в переговорах между НАТО и Россией по системе ПРО следует ожидать не ранее, чем в конце 2012 — начале 2013 года, то есть уже после очередных президентских выборов в России и США. Тогда стороны, как ожидается, смогут продемонстрировать большую готовность к совместным проектам в области стратегической безопасности.

Руководство Чешской Республики, по сообщениям СМИ, в июне выразило свое отрицательное отношение к плану Б. Обамы, поскольку ранее ожидалось размещение на территории страны радиолокационной станции, предусмотренной планом Буша. Вместо этого США предложили Чехии менее важную роль, на что чешское руководство выразило недовольство, а некоторые члены парламента заявили, что им пытаются вручить «утешительный приз», который им не нужен«.

Согласно пересмотренному плану, Чешская Республика но существу получала компьютерный зал, на который выделялось около двух миллионов долларов, вместо гигантского радара Х-диапазона стоимостью около 100 млн долларов. Так что Прага попросту решила, что такая «награда» не стоит связанного с этим риска, и пошла на попятную. По мнению чешских специалистов, это система дальнего обнаружения и нет абсолютно никаких причин, ни технологических, ни инженерных, по которым эту систему нужно размещать за пределами Соединенных Штатов. С таким же успехом ее можно разместить в Пентагоне. Чехия, в отличие, например, от Румынии и Польши, не чувствует постоянной угрозы со стороны России. Так что руководство страны всегда относилось в некоторой степени избирательно к проекту развертывания системы ПРО, считая ее, скорее, роскошью, чем необходимостью. На самом деле в контексте этой системы речь никогда не шла о ключевых национальных интересах Чешской Республики«, считают специалисты.

Венгерское руководство официально не высказывается относительно европейской ПРО, но, безусловно, поддерживает позицию США и НАТО. Об этом косвенно говорит антироссийская политика страны. Как и руководство стран Прибалтики, венгерские политики пересмотрели итоги Второй мировой войны и внесли в историю своей страны соответствующие поправки.

Наиболее активно планы развертывания европейской ПРО без участия России поддерживают Польша и три прибалтийских республики. Всем памятны переживания поляков, когда Б. Обама отказался размещать в Польше позиции ракет-перехватчиков. Сразу же последовал визит в Вашингтон польского министра обороны, который добился (или выпросил?) размещения в Польше эскадрильи истребителей-бомбардировщиков F-16, пусть и на ротационной основе. Хотя нынешнее польское руководство во главе с Туском и не выступает против России с откровенно русофобских позиций, Польша твердо «идет в ногу» с Вашингтоном по ключевым вопросам военной политики.

Намного откровеннее руководители стран Прибалтики. Они открыто проводят антироссийскую политику в международных делах и русофобскую во внутренних. В этом их поддерживает президент Румынии Т. Бэсеску. В этих странах, являющихся членами не только военного блока НАТО, но и Европейского союза, пособников фашизма давно уравняли в правах с солдатами антигитлеровских армий.

Президент Литвы Д. Грибаускайте не раз публично намекала, что «договоренности между Вашингтоном и Кремлем могут не соответствовать интересам Литвы». Она лукаво умалчивает о том, касается ли это Договора по СНВ-3 и системе ПРО. Но всех «переплюнул» министр обороны Эстонии. Если Т. Бэсеску только сказал, что в 1941 году он бы тоже отдал приказ «перейти Прут, так было необходимо вернуть захваченные территории» (т. е. Бессарабию и Буковину), то Март Лаар готов хоть сейчас воевать с Россией. Он заявил, что силы обороны Эстонии находятся в такой степени боевой готовности, что им удастся, в случае нападения России на Эстонию, с успехом противостоять «агрессору».

Нам могут возразить, что перечисленные выше страны «Новой Европы» не определяют политику североатлантического альянса и привести пример Лиссабонского саммита НАТО, на который впервые был приглашен президент Российской Федерации.

Тогда же и была озвучена идея создания европейской системы ПРО. Генсек НАТО пошел еще дальше. Именно там Расмуссен выразил пожелание создать совместную систему ПРО «от Ванкувера до Владивостока». Но вот незадача — именно тогда общественности стало известно о плане НАТО под названием «Eagle Guardian» по обороне стран Прибалтики, конечно же, от России. Политики рассуждали о мире «вообще», а генералы, любящие точность, разработали конкретные планы — сколько дивизий, на каких судах и кораблях, в какие сроки, в какие порты выгрузки и т. д. должны быть переброшены в Прибалтику в определенной обстановке. Жаль, что Март Лаар не стал дальше развивать тему военного противостояния с Россией — тогда, возможно, всплыли бы и планы взаимодействия с прибывающими войсками НАТО.

Таким образом, перед нами раскрывается весьма удручающая картина. За фасадом миролюбивой риторики высокопоставленных лиц Вашингтона и Брюсселя, как выясняется, снова и снова разрабатываются планы подготовки к ведению боевых действий против Российской Федерации. При этом планирование ведется не только на уровне штабов альянса, но и на уровне соответствующих военных органов отдельных стран-членов НАТО и групп. Возможно, именно в этом кроется основная причина того, почему США и НАТО не желают связывать себе руки не только тесным сотрудничеством с Россией при развертывании общей системы ПРО, но и даже предоставлением гарантий того, что данная система никогда не будет использована против российских сил ядерного сдерживания.

Но останавливаться на пути переговоров нельзя, нельзя перезагрузку обращать в конфронтацию. Со времен холодной войны на вооружении НАТО и России столько ракетно-ядерного оружия, что, несмотря на все сокращения, его до сих пор достаточно, чтобы уничтожить весь мир.

Наиболее здравомыслящие эксперты считают, что вопрос о ПРО действительно очень сложный и стороны должны продолжать переговоры, избегать ультимативных требований, а путем взаимных компромиссов искать способы решения проблемы. Так, по мнению директора Московского центра Карнеги Д. Тренина, России не следует угрожать США выходом из договоров по ограничению стратегических наступательных вооружений с целью «загнать США в партнерство по ПРО». В то же время, он считает «близорукой» позицию тех политиков в Вашингтоне и в Брюсселе, кто не видит Москву в новых общих структурах европейской безопасности. По его словам, в настоящее время «многие эксперты по безопасности и в Вашингтоне, и в Москве, и в ведущих европейских столицах работают над тем, чтобы к саммиту в Чикаго представить серьезные предложения по перспективам евроатлантического партнерства».

Сегодня трудно сказать, к чему приведет и чем увенчается это работа. Очевидно лишь одно — дипломатический путь преодоления разногласий гораздо предпочтительнее, чем новый виток гонки вооружений, который будет неизбежен в том случае, если стороны не придут к соглашению.

Валерий Росс

 

 

 

RSS Twitter Facebook

Об авторе

Похожие материалы

  • Игра терминами — норма для США. Россия по-прежнему не может добиться от НАТО согласования понятия «существенные боевые силы», которые альянс обещал не размещать на территории новых членов, заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров. Он пояснил, что НАТО приближается к РФ достаточно быстро, несмотря на обязательства, данные после крушения Советского Союза, согласно которым инфраструктура НАТО не будет размещаться на территориях новых членов альянса.

  • Разумеется, никто в России не хочет нового витка «холодной войны» и продолжения гонки вооружений. Однако если США будут и дальше идти по пути силового давления и отказа от каких-либо компромиссов, то у Москвы не останется выбора. Решение вопроса будет окончательно перенесено из дипломатической плоскости в военную.

  • Если вдумчиво прочитать то, что предлагает постпред США, то получается, что адаптированная кооперация выглядит так: Россия защищает себя, США — себя. При этом все постоянно думают, как бы усилия объединить. Такой самоочевидный вариант «принимать» нет никакого смысла, это фактическое положение дел. Причём тупиковое, поскольку интересы США прямо ущемляют российские, и никакого желания искать компромиссы у Вашингтона не обнаруживается.

  • Предварительное компьютерное моделирование показало, что частично на третьем и уверенно на четвертом этапе развертывания ЕвроПРО эта система будет в состоянии обнаруживать и сбивать межконтинентальные баллистические ракеты при их запуске с территории РФ.

  • Устав НАТО предусматривает возможность начала боевых действиях в целях «защиты одного из членов альянса». А история ХХ века полна примеров того, как агрессоры успешно имитировали «нападение» со стороны будущей жертвы — вспомним Глейвиц и Тонкинский инцидент. В этом контексте разговоры главы военного ведомства одной из стран НАТО о войне с русскими выглядят не столь безобидно, как может показаться на первый взгляд. Сквозь поток сознания эстонского военного министра высвечивается один из возможных сценариев начала Третьей Мировой войны.

В этом разделе

Недавно завершился визит вице-премьера России Дмитрия Рогозина в Кишинёв и Тирасполь. Это был первый визит высокого российского чиновника, который 21 марта был назначен специальным представителем президента России по Приднестровью и главой российско-молдавской межправительственной комиссии с российской стороны.

 

В статусе колонии Индия производила около 1 процента мирового ВВП. Пятьдесят лет независимости, обретённой после идейного краха европейского нацизма, позволили стране достичь пятипроцентной планки и опередить (пока по валовому производству) бывшую метрополию. Столетие независимости, согласно прогнозам, Индия будет встречать на третьем месте в глобальном экономическом рейтинге, производя не менее 10-12 процентов мировых товаров. И все эти хозяйственные успехи вчерашней нищей колонии, равно как освоение древней азиатской страной передовых ракетно-космических технологий — результат того гигантского исторического поворота, который произошёл в 1945 году.

 

Заявление Клинтон говорит о том, что если обеспечить легитимность вторжения в Сирию по линии ООН будет невозможно, то рассматривается возможность атаковать Сирию как... «агрессора», осуществившего «нападение на Турцию».

 

Третье место националистов на выборах 2012 года и почти двукратное удвоение числа избирателей дает основание для далеко идущих прогнозов. Ведь на выборах 2017 года, при такой динамике роста приверженцев и числа сторонников среди молодёжи, Марин Ле Пен действительно получит шанс победить на выборах президента.

 

Вопрос о военно-морской базе российского флота в сирийском Тартусе часто поднимается сегодня в мировых СМИ. Что дает этот объект сирийцам и как он влияет на их настроения? Автор этих строк лично посетил Тартус и получил ответы на эти и другие вопросы от губернатора провинции Тартус Атефа аль-Наддафа.

 

Обстановка вокруг оспариваемого сразу несколькими странами архипелага Спратли (по-китайски Наньша) в Южно-Китайском море остается острой. После очередного инцидента, произошедшего 10 апреля, между китайскими и филиппинскими военными моряками, Пекин и Манила в который раз обменялись резкими дипломатическими нотами, где стороны подчеркнули, что острова является их «неотъемлемой территорией».

 

Прислушается ли к требованиям шиитов Бахрейна и правозащитных организаций руководство «Формулы-1»? Есть опасения, что возможная выгода перевесит гуманитарные сообажения. Глава «Ф-1» Берни Экклстоун заявил, что если какая-нибудь команда решит выйти из гонки, она нарушит контрактные обязательства и будет оштрафована.

 

Митт Ромни демонстрирует крайне агрессивную внешнеполитическую доктрину. Он уже объявил «вымирающую Россию» геополитическим противником США номер один, призвал ужесточить политику США по отношению к Ирану, КНДР и другим «странам-изгоям», как их называют в Вашингтоне. Обама, по мнению Ромни, проявляет во внешней политике нерешительность, не присущую великой державе США, и вообще, действующий президент — наивный слабак, которого хитроумные китайцы и русские водят за нос.

 

Первые результаты перемирия между армией Сирии и вооруженными отрядами мятежников, наступившего 12 апреля в 7:00 по московскому времени, подтвердили озвученные ранее пессимистичные прогнозы. О прекращении огня и спокойной жизни в Сирии пока говорить не приходится.

 

План Аннана действительно мог бы стать началом урегулирования в Сирии. Для этого нужно было бы выполнить только одно единственное условие — уговорить враждебную Асаду сторону выполнять условия перемирия, и обеспечить контроль над этой процедурой. Но, поскольку формальные и фактические руководители сирийской оппозиции на мирное урегулирование не настроены, говоря словами Виктории Нуланд, «давление на Башара Асада будет наращиваться».

 

.