Главная | Геополитика

ИЗРАИЛЬ, АЗЕРБАЙДЖАН
И РОССИЙСКИЕ ИНТЕРЕСЫ В ЗАКАВКАЗЬЕ

Препятствий, ограничивающих претензии Азербайджана на региональную гегемонию всего четыре: Россия, Иран, ситуация с Нагорным Карабахом и прохладное отношение США к попыткам военного решения карабахской проблемы. В устранении этих препятствий заинтересован не только Азербайджан, но и Израиль.

«Израиль и Азербайджан имеют крепкий экономический и политический базис сотрудничества, опирающийся на очень важный человеческий мост — еврейскую общину в Азербайджане и азербайджанскую диаспору в Израиле» — пишет Арье Гут, политолог, журналист-международник, тюрколог, неисповедимостью информационных потоков ставший рупором азербайджано-израильского сотрудничества1. Воля ваша, но когда я читаю подобное обоснование стратегического партнерства между двумя, скажем так, совсем «непростыми» странами, то меня поневоле начинают терзать смутные сомнения о наличии некоего второго дня, подводной части такого трогательного геополитического единства.

Более того, когда в попытке изучения «экономического базиса» этого сотрудничества начинаешь анализировать статистику торгово-экономических связей Израиля и Азербайджана, то сомнения перерастают в уверенность — есть цели этого партнерства, которые обе стороны не стремятся делать достоянием общественности. Разумеется, в этом нет ничего предосудительного. Стратегические интересы любого государства, тактика реализации этих интересов — все это составляет круг сведений в лучшем случае «для служебного пользования». Но если политику язык дан для того, чтобы скрывать свои мысли и намерения, то задача аналитика — перевести комментарии и заявления с дипломатического языка на общедоступный, раскрыв то, что политикам и обслуживающим их комментаторам показывать не очень-то и хочется. Тем более, если это геополитическое единство направлено против третьих стран.

Для начала предлагаю взглянуть на то, как выглядят цифры экспорта Израиля в Азербайджан2.

Что и говорить, цифры далеко не впечатляющие. А сборник Центрального статистического бюро Израиля «Foreign Trade» за 2010 год добавляет интриги4. Оказывается, «стратегический партнер» в Закавказье даже не входит в первую десятку торговых партнеров Израиля. И во вторую не входит. В 2010 году Азербайджан занимал во внешней торговле Израиля 29 место. В тоже время, место Израиля во внешней торговле Азербайджана с 2002 по 2010 год не опускается ниже 2-3 строчки.

При том, что 45% импортируемых Израилем энергоносителей имеют азербайджанское происхождение, а министр инфраструктуры Израиля Бениамин Бен-Элиезер заявил о реализации долгосрочной, продолжительностью 20-30 лет, программы по поставке азербайджанского газа в Израиль, согласно которой Израиль намерен в течение ближайших 10 лет закупить у Азербайджана в придачу к двум миллионам тонн нефти ежегодно еще и 12 млрд. кубометров природного газа — торговый баланс между двумя странами при столь скромных цифрах израильского экспорта умудряется оставаться положительным5. Что это? «Азербайджано-израильский экономический феномен»? Стратегическое партнерство, основанное на духовном единении?

Как не хотелось бы получить какую-то премию за открытие этакого феномена, приходится с сожалением признать, что его не существует. Дело здесь в другом. При анализе азербайджано-израильских связей любой исследователь убеждается в правоте президента Азербайджана Ильхама Алиева, охарактеризовавшего эти самые отношения как «айсберг, который на девять десятых скрыт от посторонних глаз»6. И девять десятых в этом сотрудничестве составляет искусно разыгрываемая Израилем в Закавказье «азербайджанская карта», о которой стоит поговорить подробнее.

Что бы ни говорил официальный Баку, но его претензии на гегемонию в пост-советском Закавказье становятся все более очевидными, доказательством чему является беспрецедентный рост военных расходов. Всего за год, с 2010 по 2011 военные расходы Азербайджана увеличились с $1,59 млрд (3,95% от ВВП) до $3,1 млрд (6,2% от ВВП). При этом, помимо чисто военных расходов в 2011 году еще $1,36 млрд будет потрачено на нужды оборонной промышленности. Нетрудно подсчитать, что общие расходы военного бюджета и оборонной промышленности Азербайджана составят $4,46 млрд или 8,9% от ВВП7. Цифра весьма внушительная, причем не только для СНГ.

Собственно, препятствий, ограничивающих претензии Азербайджана на региональную гегемонию всего четыре: Россия, Иран, ситуация с Нагорным Карабахом и прохладное отношение США к попыткам военного решения карабахской проблемы.

В устранении этих же препятствий заинтересован и Израиль. Но с определенными оговорками, которые придают разыгрываемой им «закавказской партии» даже некоторую пикантность. Военное решение нагорно-карабахского вопроса, по мнению Израиля, неизбежно ухудшит позиции России в регионе, создаст ей значительные проблемы в непосредственной близости от ее границ и, как следствие, ослабит ее внимание к проблемам Ближнего Востока. Кроме того, в случае необходимости, угроза конфликта в Нагорном Карабахе может послужить дополнительным аргументом при оказании на Россию давления в вопросах свертывания наметившегося российско-иранского сотрудничества.

Ради такого выигрыша Израиль открыл Азербайджану практически неограниченный доступ к новому уровню вооружений. И именно объемы военно-технического сотрудничества двух стран не попадают в официальную статистику товарооборота, создавая описанный выше азербайджано-израильский экономический феномен: «Благодаря тесным связям с Израилем, Азербайджан получает доступ к новому уровню вооружений для развития собственной армии. Подобной техники он не может получить ни из США или Европы из-за различных юридических ограничений, ни от экс-советских поставщиков из Белоруссии и Украины. Там где остальные страны запада опасаются продавать наземные боевые системы Азербайджану из страха вызвать новую вспышку войны за обладание оккупированными землями Нагорного Карабаха, Израиль свободен совершать сделки по существенным поставкам оружия и получать выгоду от богатого клиента»8.

Кроме того, для поощрения гегемонистских устремлений Азербайджана Израиль активно использует свои лоббистские возможности в США. Вышеупомянутый тюрколог Арье Гут описывает это весьма политкорректно, с некоторым даже изяществом: «Представители еврейской общины принимают непосредственное участие во всех областях экономической, социально-культурной и общественно-политической жизни страны, в то же время оказывают достойную помощь в доведении правдивой информации о реалиях Азербайджана до мировой общественности, также оказывают помощь в развитии международных связей Азербайджана»9.

Илья Буртман, сотрудник израильского центра стратегических исследований Бегина-Садата (BESA) более прозаичен, но гораздо более информативен: «В 1992 году под давлением армянского лобби в Вашингтоне была принята 907-я поправка, согласно которой правительство США отказывалось предоставлять Азербайджану какую-либо помощь до урегулирования нагорно-карабахского конфликта. В то же время американская помощь Армении в 90-е годы составила свыше $1 млрд. Развитие отношений с Израилем стало причиной того, что произраильское лобби в 2002 году, в период администрации Буша добилось отмены этой поправки. В том же 2002 году Госдепартамент США отменил запрет на поставку оружия в Азербайджан, действовавший с 1993 года, а правительство США выделило Азербайджану грант в размере $4,4 млн на закупку военного снаряжения»10.

Нарушить сложившееся равновесие, подтолкнуть Азербайджан к силовому варианту утверждения собственной гегемонии, создать еще один конфликт возле российских границ — вот первая часть геополитической «закавказской партии» Израиля. Первая, но не единственная.

И Израиль, и Азербайджан считают, что сдерживание России в Закавказье, ограничение ее «имперских устремлений» — задача, конечно важная. Военное решение спора о Карабахе, «блицкриг» азербайджанской армии, вооруженной и оснащенной при помощи Израиля — дело, безусловно, нужное. Дипломатическая подготовка такого развития событий не прекращается. Когда писалась эта статья, личный представитель президента Азербайджана по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, замглавы азербайджанского МИДа Араз Азимов вновь заявил, что «Азербайджан обеспокоен присутствием российских военных на территории Армении»11.

Но у этого партнерства есть и вторая цель, гораздо более злободневная, как верно подметил один из американских дипломатов — «экзистенциальная». Имя этой цели/проблеме — Исламская Республика Иран.

Игорь Панкратенко

1 «Израиль — Азербайджан: реальное партнерство, основанное на человеческих ценностях», Арье Гут, 29 March, 2011, 1st News.
2 По материалам Центрального статистического бюро Израиля (Central Bureau of Statistics).
3 Необходимо отметить, что цифры по этому году самые противоречивые. Различные источники оценивают объемы израильского экспорта в границах от $140 до $300 млн. Примечательно, что по мнению большинства источников, именно на этот год приходится пик азербайджано-израильского ВТС (военно-технического сотрудничества).
4 «Foreign Trade», 2010.
5 STATE STATISTICAL COMMITTEE OF THE REPUBLIC OF AZERBAIJAN.
6 «Azerbaijan’s Discreet Symbiosis With Israel», 13 Jan 2009.
7 Central Intelligence Agency «The World Factbook»
8 «Azerbaijan’s Discreet Symbiosis With Israel», 13 Jan 2009.
9 «Израиль — Азербайджан: реальное партнерство, основанное на человеческих ценностях», Арье Гут, 29 March, 2011, 1st News.
10 The Middle East Quarterly: «Israel and Azerbaijan’s furtive embrace» by Ilya Bourtman, 06 August, 2006, Today. Az.
11 «Азербайджан обеспокоен присутствием российских военных на территории Армении» 10 October, 2011, ИА Regnum.

 

 

 

RSS Twitter Facebook

Похожие материалы

  • В тесном израильско-азербайджанском сотрудничестве нет ничего нового для израильской дипломатии. В 50-70-е годы вся внешняя политика Израиля строилась на системе стратегических союзов со странами, имевшими сложные отношения с тогдашним основным противником — арабским миром. Изменение геополитической ситуации диктует необходимость новых союзов, вызванных новыми для Израиля угрозами.

  • Читатели сайта WIN.ru уже знают, что недавние события в арабском мире ни в коем случае не были стихийными выступлениями народа, стремящегося к свободе. Это организованные из-за границы операции, направленные на дестабилизацию общества по образцу цветных революций, произошедших в последнее десятилетие в некоторых странах Восточной Европы. Одно недавние события пролили свет на манипуляции некоторых зарубежных организаций и целую индустрию, в которую эта деятельность переросла.

  • Вот уже двадцать лет яблоком раздора для российской интеллигенции является оценка боевых потерь Советской армии в 1941-45 годах. Официальные цифры на этот счёт опубликованы коллективом генерал-полковника Григория Кривошеева в книге «Гриф секретности снят...» Согласно учётным сведениям нашего армейского ведомства, безвозвратные потери в Великой Отечественной войне составили 8 миллионов 668 тысяч человек. Эту цифру в штыки встречает значительная часть историков и публицистов. Они убеждены, что победа 1945 года была оплачена гораздо более дорогой ценой.

  • Если во время холодной войны Арктика рассматривалась как самый короткий путь для атаки противника, то климатические изменения, происходящие на нашей планете в настоящее время (глобальное потепление и таяние ледников) вновь вызывают повышенный интерес к данному региону: появляются новые морские торговые пути между Западом и Азией — более короткие, рентабельные и безопасные (благодаря отсутствию пиратства). Действительно, с 1979 года площадь арктических льдов сократилась на 20%, а к 2100 году она должна сократиться еще на 50%.

  • Полученный нами результат чрезвычайно далёк от цифр «альтернативных историков», получающих прямо-таки мазохистское удовольствие при умножении числа жертв СССР в Великой Отечественной войне.

В этом разделе

Недавно завершился визит вице-премьера России Дмитрия Рогозина в Кишинёв и Тирасполь. Это был первый визит высокого российского чиновника, который 21 марта был назначен специальным представителем президента России по Приднестровью и главой российско-молдавской межправительственной комиссии с российской стороны.

 

В статусе колонии Индия производила около 1 процента мирового ВВП. Пятьдесят лет независимости, обретённой после идейного краха европейского нацизма, позволили стране достичь пятипроцентной планки и опередить (пока по валовому производству) бывшую метрополию. Столетие независимости, согласно прогнозам, Индия будет встречать на третьем месте в глобальном экономическом рейтинге, производя не менее 10-12 процентов мировых товаров. И все эти хозяйственные успехи вчерашней нищей колонии, равно как освоение древней азиатской страной передовых ракетно-космических технологий — результат того гигантского исторического поворота, который произошёл в 1945 году.

 

Заявление Клинтон говорит о том, что если обеспечить легитимность вторжения в Сирию по линии ООН будет невозможно, то рассматривается возможность атаковать Сирию как... «агрессора», осуществившего «нападение на Турцию».

 

Третье место националистов на выборах 2012 года и почти двукратное удвоение числа избирателей дает основание для далеко идущих прогнозов. Ведь на выборах 2017 года, при такой динамике роста приверженцев и числа сторонников среди молодёжи, Марин Ле Пен действительно получит шанс победить на выборах президента.

 

Вопрос о военно-морской базе российского флота в сирийском Тартусе часто поднимается сегодня в мировых СМИ. Что дает этот объект сирийцам и как он влияет на их настроения? Автор этих строк лично посетил Тартус и получил ответы на эти и другие вопросы от губернатора провинции Тартус Атефа аль-Наддафа.

 

Обстановка вокруг оспариваемого сразу несколькими странами архипелага Спратли (по-китайски Наньша) в Южно-Китайском море остается острой. После очередного инцидента, произошедшего 10 апреля, между китайскими и филиппинскими военными моряками, Пекин и Манила в который раз обменялись резкими дипломатическими нотами, где стороны подчеркнули, что острова является их «неотъемлемой территорией».

 

Прислушается ли к требованиям шиитов Бахрейна и правозащитных организаций руководство «Формулы-1»? Есть опасения, что возможная выгода перевесит гуманитарные сообажения. Глава «Ф-1» Берни Экклстоун заявил, что если какая-нибудь команда решит выйти из гонки, она нарушит контрактные обязательства и будет оштрафована.

 

Митт Ромни демонстрирует крайне агрессивную внешнеполитическую доктрину. Он уже объявил «вымирающую Россию» геополитическим противником США номер один, призвал ужесточить политику США по отношению к Ирану, КНДР и другим «странам-изгоям», как их называют в Вашингтоне. Обама, по мнению Ромни, проявляет во внешней политике нерешительность, не присущую великой державе США, и вообще, действующий президент — наивный слабак, которого хитроумные китайцы и русские водят за нос.

 

Первые результаты перемирия между армией Сирии и вооруженными отрядами мятежников, наступившего 12 апреля в 7:00 по московскому времени, подтвердили озвученные ранее пессимистичные прогнозы. О прекращении огня и спокойной жизни в Сирии пока говорить не приходится.

 

План Аннана действительно мог бы стать началом урегулирования в Сирии. Для этого нужно было бы выполнить только одно единственное условие — уговорить враждебную Асаду сторону выполнять условия перемирия, и обеспечить контроль над этой процедурой. Но, поскольку формальные и фактические руководители сирийской оппозиции на мирное урегулирование не настроены, говоря словами Виктории Нуланд, «давление на Башара Асада будет наращиваться».

 

.