Главная | Геополитика

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ. ВЕРСИЯ 2.0.de

Решения ХДС, принятые на съезде в Лейпциге, были приняты в штыки в третьей крупнейшей стране ЕС — Великобритании. Провозглашенный на съезде главой фракции ХДС в бундестаге Фолькером Каудером слоган «Отныне Европа заговорила по-немецки», привел в негодование английских джентльменов. Со своей стороны, Саркози, претендующий на роль архитектора новой Европы, сам может оказаться рядом с Берлускони, Папандреу и другими «неудачниками», ставшими жертвами экономического кризиса.

Европейский кризис в сфере экономики и финансов не сходит с первых полос всех мировых изданий уже не первую неделю. Причины его и последствия для мировой экономики многократно прокомментированы огромным количеством экспертов. Однако есть еще один аспект предполагаемого банкротства некоторых стран еврозоны, который в состоянии изменить весь сложившийся за последние годы политический уклад не только Европы.

Попытка совместить в одном валютном пространстве разнородные по своей сути экономики европейских стран от Германии до Мальты совершенно закономерно провалилась. Доминирующим в ЕС странам, в первую очередь, Германии и Франции стало ясно, что существующая Конституция ЕС, каковой является по существу Лиссабонский Договор, не обеспечивает насущных потребностей управления экономикой еврозоны. Соединенные по политическому принципу Штаты Европы лишний раз доказали взаимозависимость экономики и политики прямо по К. Марксу. Взбунтовавшаяся под управлением политики экономика вынуждает европейцев принимать политические решения. Обсуждению этого важнейшего вопроса, затрагивающего самую суть существования Европейского Союза, был посвящен состоявшийся 14-15 ноября с. г. в Лейпциге съезд Христианско-Демократической Союза ФРГ.

В решении съезда был подтвержден проевропейский курс партии с одновременным определением необходимых условий для его продолжения. ХДС (Christlich Demokratische Union Deutschlands), возглавляемый Ангелой Меркель — ныне правящая в Германии партия, и решения ее съезда — это программа действий правительства ФРГ. Поэтому к этим решениям следует отнестись со всей серьезностью. Съезд высказался за создание в рамках ЕС Политического Союза и входящего в его состав Союза Стабильности. Инструментом создания этих совершенно новых политических структур должна стать реформа Лиссабонского Договора. С этой целью немецкие христианские демократы предполагают созвать Европейский Конвент. Стратегическим партнером Германии в проведении этих реформ объявлена Франция.

Таким образом, становится очевидным, что правительство ФРГ намерено приступить к реформированию Лиссабонского Договора, который признан «недостаточным в некоторых сферах». Христианские демократы хотят как можно быстрее убедить все страны-члены ЕС в необходимости предлагаемых ими реформ и начать они намерены с созыва Европейского Конвента, состоящего из представителей всех стран объединенной Европы «с ясно определенным мандатом», который включал бы введение понятия Пакта стабильности и роста в основные документы ЕС. Кроме того, предлагается усиление роли Европейского парламента и Совета Европы, но способ этих изменений в партийных документах не уточняется. ХДС предлагает также изменить процедуру избрания Председателя Еврокомиссии.

Премьер-министр объединенной Европы, по их мнению, должен избираться не Европарламентом, как сейчас, а в непосредственных прямых выборах всеми гражданами стран-членов ЕС. Признано необходимым также введение новой должности — еврокомиссара по вопросам сбережений, в обязанности которого входил бы контроль за расходованием государственных средств и проведение необходимых мер по реструктуризации государствами-должниками. Этот комиссар будет «иметь право вмешательства в случаях, когда то или иное государство не будет выполнять своих обязательств».

Решение съезда предполагает также уменьшение количества вопросов, регулируемых Еврокомиссией (сегодня даже размер и форма огурцов, выращиваемых на европейских полях, четко определены соответствующими документами Еврокомиссии). Должен быть создан и Совет по контролю за принимаемыми в ЕС решениями с точки зрения их соответствия основным документам ЕС (можно предположить, что это будет некий аналог Конституционного Суда). Концепция ХДС включает в себя и способ раздела депутатских мандатов в Европарламенте таким образом, чтобы он «в большей степени соответствовал количеству населения в странах-членах ЕС».

Особое внимание привлекает идея немецких христианских демократов «сделать возможным ускоренное развитие государств, желающих и могущих быстрее идти вперед». На самом деле это означает возможность создание внутри ЕС новых политических союзов. Партийные документы съезда предусматривают также возможность добровольного выхода из зоны евро, если страна «не продемонстрирует воли, либо не будет в состоянии исполнять правила, связанные с использованием общей валюты». Съезд предложил усилить роль Еврокомиссии в укреплении бюджетной дисциплины государств, нарушающих постановления Пакта стабильности и роста, сделать полностью независимым Европейский Центробанк, которому должно быть запрещено скупать гособлигации стран-должников и четко разделить денежную и налоговую политики. Дальнейшее расширение ЕС ХДС ставит в зависимость от способности самого Евросоюза к их принятию. Возможность приема в ЕС Турции депутаты съезда исключили полностью.

Все предложения съезда ХДС выглядят совершенно разумно, если рассматривать их исключительно с точки зрения экономики и финансовой политики одного государства. Съезд не принял во внимание того факта, что ЕС не является таковым. Степень интеграции, необходимая для спасения экономики Европы, такова, что суверенитета членам Евросоюза практически не остается. Все опасения евроскептиков становятся реальностью и количество политических проблем, связанных с реализацией простого и ясного плана ХДС, просто не поддается описанию. Христианские демократы, принимая свои решения, исходили из того, что немецкая модель экономики является образцовой для всей Европы. Именно поэтому среди названных причин кризиса отсутствует роль самой Германии, которая своим постоянно растущим экспортом «задушила» экспорт остальных стран зоны евро. Рецепт, выписанный немцами, годится для стран со здоровой экономикой, и не всем странам евроленда будет полезен.

Ясно, что решение съезда ХДС станет основой европейской политики правительства ФРГ, несмотря на ожидаемую критику со стороны социал-демократов и партии Зеленых. Удивляет полное безразличие Ангелы Меркель, возглавляющей партию, к политической составляющей совершенно нереального плана спасения Европы, утвержденной на съезде в Лейпциге. Достаточно вспомнить те трудности, через которые прошли европейцы при согласовании и принятии Лиссабонского Договора, референдумы, плач по утраченному суверенитету Ирландии, Чехии и Нидерландов, ожесточенные дебаты по представительству стран-членов ЕС в Европейском парламенте, евроскептическую позицию британских тори и прочая и прочая. «Протащить» через сложнейшие процедуры согласования предложения партии Меркель если не вообще невозможно, то, по крайней мере, мало реально. Надо быть гением компромисса, чтобы реализовать немецкий план, но план этот сам по себе настолько бескомпромиссный, что для этого надо быть еще и гением манипуляции. Таких людей в руководстве ЕС не видно.

 
«Президент Европы» Херман ван Ромпёй

Председатель Совета Европы ван Ромпёй явно не отвечает этим требованиям. Лидер Партии независимости Великобритании Найджел Фаредж в порыве гнева прямо на заседании Европарламента заявил: «Когда мы в ЕС выбирали президента, была надежда увидеть на этом посту глобальную фигуру и политического лидера для 500 миллионов европейцев. Это должен был быть человек, заслуживающий большей зарплаты, чем у президента США. Но боюсь, все, что мы получили — это вас. Не хочу быть грубым, но знаете, действительно, у вас харизма мокрой половой тряпки и вид мелкого банковского служащего». На самом деле, эта цитата не полна. В видеоотчете с этого заседания можно было услышать и классическое английское «F... you», которое впоследствии было удалено с сайта Европарламента бдительной евробюрократией. Трудно ожидать от господина ван Ромпёй сверхчеловеческих усилий по реформации ЕС.

Есть еще одно немаловажное обстоятельство, которое может сделать миссию по реформированию Европейского Союза невыполнимой. Это финансовая и экономическая несостоятельность стратегического партнера Ангелы Меркель — Николя Саркози. Нет, не его лично, а возглавляемой им страны, которая ныне претендует на роль соавтора нового европейского проекта. По мнению аналитиков, французская экономика находится не в столь блестящем состоянии, как его пытаются представить президент и премьер-министр Франции. Успокоительные прогнозы роста французской экономики не совпадают с реальной картиной её состояния. Вот, например, 29 мая 2011 года тогда еще министр экономики Кристин Лагард заявляет: «Прогноз роста ВВП Франции подтверждается: он будет 2% в 2011 году и 2,25% в 2012. За первые три месяца зафиксирован рост 1% и создано 58 000 рабочих мест».

Сегодня прогноз роста на 2011 год — 0,5%., бюджетный дефицит страны составляет почти 103 млрд. евро. Ожидается, что в 2011 году он будет 95 млрд. Каким образом он будет уменьшен, пока непонятно.

 
Один из докторов сам болен

Несмотря на активную PR кампанию какого-то неизвестного никому плана Фийона, который, похоже, кроме повышения налогов на французских рестораторов и крупные компании с оборотом свыше то ли 150, то ли 500 миллионов евро, никаких серьезных шагов не предусматривает, надежд на его успех немного. Саркози, претендующий на роль архитектора новой Европы, сам может оказаться рядом с Берлускони, Папандреу и другими «неудачниками», ставшими жертвами экономического кризиса.

Решения ХДС, принятые на съезде в Лейпциге, были приняты в штыки в третьей крупнейшей стране ЕС — Великобритании. Провозглашенный на съезде главой фракции ХДС в бундестаге Фолькером Каудером слоган «Отныне Европа заговорила по-немецки», привел в негодование английских джентльменов. Позиции Дэвида Кэмерона и Ангелы Меркель по вопросу о евроинтеграции диаметрально противоположны: «Меркель — больше Европы, Кэмерон — меньше Европы», — под таким заголовком The Daily Telegraph опубликовала статью заместителя главного редактора Бенедикта Брогана. Будущее Европы неясно, судьба ее экономики туманна, просвета в этом тумане пока не видно. Релиз новой версии ЕС 2.0. de оказался малоперспективным.

 

 

 

RSS Twitter Facebook

Похожие материалы

  • 25 стран Европейского Союза предполагают в марте подписать Трактат о Стабильности, иначе называемый Фискальным Пактом. Эта мера призвана спасти распадающуюся еврозону путем введения жесткого финансового контроля над бюджетами стран-участниц. Это, в свою очередь, предполагает раздел компетенции между европейским центром и национальными правительствами.

  • В настоящий момент Меркель отвергает идею выпуска единых бондов. Для начала нужно наладить процесс интеграции стран ЕС, в результате которой пред миром предстанет «новая Европа» с неофициальным центром в Берлине. И только после этого Германия будет готова позволить ЕЦБ накачивать экономику региона ликвидностью, обеспечив наполнение Европейского фонда финансовой стабильности необходимым объемом средств.

  • О кризисе еврозоны сегодня можно услышать из каждого утюга. Рассыпающиеся экономики Греции, Италии, Ирландии, Испании и Португалии требуют не только экономического, но и политического реагирования от правительств стран-членов ЕС и структур Европейского Союза. Проблема заключается в том, что не все готовы поступиться национальным суверенитетом в пользу Объединенной Европы. Таким образом, кризис экономический плавно мутирует в политический.

  • Ситуация в Италии стремительно меняется. Если изначально страна была лишь одним из возможных кандидатов в «неудачники», то сейчас она — главная жертва долгового кризиса. Постепенное увеличение затрат по обслуживанию суверенного долга, несмотря на программу выкупа облигаций Европейским Центральным банком, говорит о крайне тяжелом положении. Рост доходности облигаций может очень дорого обойтись итальянской экономике, как и экономике стран Еврозоны, спровоцировав длительную рецессию. Аналитики уже сейчас отмечают, что восстановление экономики ЕС остановилось, доверие со стороны инвесторов снижается, негативно влияя на уровень инвестиций и потребление. Слабый рост мировой экономики сдерживает экспорт, а срочная консолидация бюджетов негативно отражается на внутреннем спросе.

  • Страны, экономика которых находится в несколько лучшем положении, видят единственное спасение в официальном разделении Европы на ведущих и ведомых, в централизованном управлении и жёстком контроле. «Оппозицию» слабых экономик возглавляет глава Еврокомиссии, настаивающий на сохранении статус-кво любыми средствами.

В этом разделе

Недавно завершился визит вице-премьера России Дмитрия Рогозина в Кишинёв и Тирасполь. Это был первый визит высокого российского чиновника, который 21 марта был назначен специальным представителем президента России по Приднестровью и главой российско-молдавской межправительственной комиссии с российской стороны.

 

В статусе колонии Индия производила около 1 процента мирового ВВП. Пятьдесят лет независимости, обретённой после идейного краха европейского нацизма, позволили стране достичь пятипроцентной планки и опередить (пока по валовому производству) бывшую метрополию. Столетие независимости, согласно прогнозам, Индия будет встречать на третьем месте в глобальном экономическом рейтинге, производя не менее 10-12 процентов мировых товаров. И все эти хозяйственные успехи вчерашней нищей колонии, равно как освоение древней азиатской страной передовых ракетно-космических технологий — результат того гигантского исторического поворота, который произошёл в 1945 году.

 

Заявление Клинтон говорит о том, что если обеспечить легитимность вторжения в Сирию по линии ООН будет невозможно, то рассматривается возможность атаковать Сирию как... «агрессора», осуществившего «нападение на Турцию».

 

Третье место националистов на выборах 2012 года и почти двукратное удвоение числа избирателей дает основание для далеко идущих прогнозов. Ведь на выборах 2017 года, при такой динамике роста приверженцев и числа сторонников среди молодёжи, Марин Ле Пен действительно получит шанс победить на выборах президента.

 

Вопрос о военно-морской базе российского флота в сирийском Тартусе часто поднимается сегодня в мировых СМИ. Что дает этот объект сирийцам и как он влияет на их настроения? Автор этих строк лично посетил Тартус и получил ответы на эти и другие вопросы от губернатора провинции Тартус Атефа аль-Наддафа.

 

Обстановка вокруг оспариваемого сразу несколькими странами архипелага Спратли (по-китайски Наньша) в Южно-Китайском море остается острой. После очередного инцидента, произошедшего 10 апреля, между китайскими и филиппинскими военными моряками, Пекин и Манила в который раз обменялись резкими дипломатическими нотами, где стороны подчеркнули, что острова является их «неотъемлемой территорией».

 

Прислушается ли к требованиям шиитов Бахрейна и правозащитных организаций руководство «Формулы-1»? Есть опасения, что возможная выгода перевесит гуманитарные сообажения. Глава «Ф-1» Берни Экклстоун заявил, что если какая-нибудь команда решит выйти из гонки, она нарушит контрактные обязательства и будет оштрафована.

 

Митт Ромни демонстрирует крайне агрессивную внешнеполитическую доктрину. Он уже объявил «вымирающую Россию» геополитическим противником США номер один, призвал ужесточить политику США по отношению к Ирану, КНДР и другим «странам-изгоям», как их называют в Вашингтоне. Обама, по мнению Ромни, проявляет во внешней политике нерешительность, не присущую великой державе США, и вообще, действующий президент — наивный слабак, которого хитроумные китайцы и русские водят за нос.

 

Первые результаты перемирия между армией Сирии и вооруженными отрядами мятежников, наступившего 12 апреля в 7:00 по московскому времени, подтвердили озвученные ранее пессимистичные прогнозы. О прекращении огня и спокойной жизни в Сирии пока говорить не приходится.

 

План Аннана действительно мог бы стать началом урегулирования в Сирии. Для этого нужно было бы выполнить только одно единственное условие — уговорить враждебную Асаду сторону выполнять условия перемирия, и обеспечить контроль над этой процедурой. Но, поскольку формальные и фактические руководители сирийской оппозиции на мирное урегулирование не настроены, говоря словами Виктории Нуланд, «давление на Башара Асада будет наращиваться».

 

.