Главная | Геополитика

ПЕРЕЗАГРУЗКА ЗАКОНЧИЛАСЬ?
США отказались от обязательств по ДОВСЕ и готовят развертывание элементов ПРО по периметру российских границ

Разумеется, никто в России не хочет нового витка «холодной войны» и продолжения гонки вооружений. Однако если США будут и дальше идти по пути силового давления и отказа от каких-либо компромиссов, то у Москвы не останется выбора. Решение вопроса будет окончательно перенесено из дипломатической плоскости в военную.

В 1962 году в отношениях между СССР и США возник конфликт, поставивший мир на грань уничтожения. В отечественной историографии он известен как Карибский кризис. Кризис возник после того, как Соединённые Штаты разместили на территории Турции ракеты «Юпитер», несущие непосредственную угрозу европейской части СССР. В качестве симметричного ответа, Советский Союз разместил аналогичные ракеты на Кубе. Политическое напряжение достигло предела, и 13 дней планета ожидала начала ядерной войны. Тем не менее, компромисс был найден, и стороны убрали ракеты с опасных территорий.

50 лет назад арсенал вооружений, которые позволили бы в сжатые сроки нанести неприемлемый ущерб враждебной стране, был не таким разнообразным. Конфликтующие стороны могли лишь наращивать количество ядерных зарядов и их носителей, стремясь добиться количественного перевеса. Средства противовоздушной и противоракетной обороны находились тогда в самом начале своего становления, и две сверхдержавы того периода были вооружены «мечами» без «щитов».

Ситуация, в основе которой лежал принцип гарантированного взаимного уничтожения, сыграла человечеству добрую службу, на полвека избавив планету от Третьей мировой войны. Кто бы ни начал ее, закончилось бы все плачевно для всех. На агрессора обрушился бы неминуемый удар возмездия, противопоставить которому было попросту нечего.

Однако, времена меняются. Сегодня наращивание «длины меча», гарантирующего уничтожение всего живого на половине планеты, потеряло всякий смысл. В новой ситуации Соединённые Штаты приняли решение обзавестись «щитом», который позволил бы нанести удар по противнику, оставаясь при этом в безопасности.

Тем самым упраздняется единственная гарантия неприменения ядерного оружия, действующая до сих пор. Сама идея создания глобальной ПРО, в стратегическом смысле нарушает баланс сил сильнее, чем получение отдельными государствами доступа к ядерным технологиям. Ведь глобальность планов подразумевает неопределённость в их применении. После завершения строительства ПРО будет ослаблен военный потенциал всех государств Земли, кроме самих США. Никаких гарантий неприменения ядерного оружия больше не будет.

При этом сегодня в случае «большой войны» никто не сможет противостоять США и блоку НАТО и с помощью обычных вооружений. Например, вооружённые силы Российской Федерации примерно в 4 раза уступают соединённой мощи НАТО, и наличие ядерного оружия выглядит своеобразным «последним доводом королей» государства, в отношении которого возможна агрессия США. И этот довод — единственный.

После разворачивания всех узлов ПРО, НАТО получает монопольное право на нанесение удара по противнику, обычным либо ядерным оружием. При этом следует помнить, что ни одно государство в последние 100 лет не развязывало столько войн и конфликтов, сколько Соединённые Штаты. Более того, единственная в человеческой истории ядерная бомбардировка состоялась, опять-таки, силами ВВС США. Можно ли безучастно наблюдать за ситуацией, когда самое мощное в военном отношении государство наших дней, пытается нейтрализовать единственное средство, способное его остановить? Вряд ли.

Тем более, не может это сделать Россия. Чем ближе завершение создания системы ПРО, тем очевиднее становится то, о чём многие говорили с самого начала. С того самого момента, когда было озвучено само намерение США возвести такую структуру, нетрудно было понять — «глобальная ПРО» имеет вполне локальные задачи и направлена против конкретных государств.

В качестве оправдания планетарного масштаба размещения радаров, противоракет, военных баз и спутниковой группировки наблюдения, Вашингтон ссылается на опасность, которую несут человечеству ядерные программы Ирана и Северной Кореи. Несмотря на то, что по самым алармистским прогнозам, эти государства не скоро смогут достичь технологического уровня, который позволил бы Тегерану и тем более Пхеньяну наносить удары (не массовые, единичные) по территории Европы или США, Вашингтон не считается со средствами. В этой ситуации нет смысла указывать на объективные причины, по которым пропагандистская «легенда» Вашингтона является попыткой обмана и сокрытия истинных намерений.

Глава российского МИД Сергей Лавров, возвращаясь из Гонолулу с саммита АТЭС, сообщил, что американская сторона уведомила его — планы развертывания системы ПРО могут распространиться на Черное, Баренцево, Северное и Балтийское моря. «(США) не исключают, и в этом нам тоже признались, что могут быть развернуты боевые корабли не только в Средиземном море, но и в Черном, Баренцевом, Северном, на Балтике, но все при этом остается в рамках все той же позиции, которую нам озвучивали изначально: «Вы не волнуйтесь, это не против вас». Нас это не может устроить», — пересказал Лавров суть бесед с американцами во время саммита АТЭС.

«Заявляется, что никаких ограничений на эту систему (ПРО) не будет, а на вопрос: «зачем так забираться на север?» звучит ответ, что так надо. На наш довод относительно отсутствия у Ирана возможностей запускать что-то в воздух, что долетит до северных баз, говорят: ну, может быть, впоследствие будет, мы должны предвидеть любую ситуацию», — сообщил Лавров.

Сложно добавить что-либо к вышесказанному. Достаточно отметить на глобусе флажками места, в которых возводится архитектура ПРО, чтобы увидеть — система строится по периметру Российской Федерации и к Ирану имеет весьма далёкое отношение. При этом следует отметить, что заявления относительно интереса к северным морям, куда иранские или северокорейские ракеты не смогут долететь никогда, являются не более чем констатацией очевидного.

В Норвегии, в нескольких десятках километров от российской территории, с начала 2000 годов действует радарный комплекс AN/FPS 129 HAVE STARE, стоимость обслуживания которого составляет около 17 миллионов долларов в год. По легенде, дорогостоящее оборудование выполняет достаточно абстрактную функцию — следит за космическим мусором. При этом умалчивается, что данный радарный комплекс, согласно аннотации производителя, компании Raytheon, оснащён «27 метровой антенной, спроектированной для сбора разведывательных данных о траекториях баллистических ракет, а также сопровождения спутников и воздушных объектов в качестве вторичной миссии». Радар, который раньше находился на территории США, является одним из немногих, способных отличить настоящую ракету от ее имитации, при этом «видит» всю европейскую часть России и часть акватории Северного моря.

Дополнительно предполагается развернуть радар такого же типа на острове Шемья, входящего в состав Алеутских островов. При совместной работе двух комплексов, любой запуск баллистической ракеты из северных вод будет отслежен, что позволит немедленно приступить к её перехвату. Вероятно, планируемый к постройке в Турции радар будет обладать, в целом, похожими характеристиками. При этом турецкий радар станет, видимо, единственным компонентом ПРО, который можно хоть как-то соотнести с «иранской угрозой».

Понятно, что деятельность США по нейтрализации возможного ответного удара российских РВСН не прекращалась никогда. Однако последние новости означают, что все приличия и дипломатические тонкости отброшены вовсе. Россию окружают в открытую.
Дополнительным доказательством существования у США намерений, которые выглядят недружественными, является отказ Вашингтона дать российской стороне юридические гарантии неприменения структуры ПРО против РФ. Разумеется, заключенные сторонами договоры никогда не останавливали войну, но отсутствие желания подписать их ради элементарного приличия воспринимается как ясный сигнал об отсутствии даже намерения изображать миролюбие.

Следующий ход США еще больше выводит ситуацию в конфронтационное измерение. США выступили с заявлением о частичном отказе в соблюдении Договора об обычных вооружениях в Европе. В качестве повода было указано, что Россия в 2007 году ввела односторонний мораторий на его выполнение. Хотя сам мораторий России был объявлен в связи с планами США развернуть в Европе систему ПРО, Вашингтон, воспользовался спровоцированной реакцией и теперь готов наращивать в Европе и обычные вооружения. Причём в качестве территории размещения указываются и прибалтийские государства. Таким образом, расширение НАТО, как это предсказывали российские эксперты, привело не росту стабильности в Европе, а лишь к новому витку противостояния. Которое американская сторона намерена наращивать и впредь, ясно давая понять, что «перезагрузка» закончилась.

Что делать России в этой ситуации? Президент России Дмитрий Медведев заявил, что в ответ на строительство ПРО в Европе Россия может выйти из Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений. В качестве ответа на развертывание элементов ПРО в Европе Москва также выразила готовность разместить в Калининградской области тактические ракетные комплексы «Искандер».

Несколько дней назад появилась информация, что эти комплексы также могут быть развернуты в Краснодарском крае, а их численность будет поднята до уровня, позволяющего поразить компоненты ПРО, развёрнутые в Европе, Азии, северных и южных морях. Дополнительно, Минобороны получило приказ ввести в боевой состав радиолокационную станцию системы предупреждения о ракетном нападении в Калининграде, активизировать разработку баллистических ракет, способных прорывать систему противоракетной обороны.

Разумеется, никто в России не хочет нового витка «холодной войны» и продолжения гонки вооружений. Однако если США будут и дальше идти по пути силового давления и отказа от каких-либо компромиссов, то у Москвы не останется выбора. Решение вопроса будет окончательно перенесено из дипломатической плоскости в военную.

 

 

 

RSS Twitter Facebook

Похожие материалы

  • Предварительное компьютерное моделирование показало, что частично на третьем и уверенно на четвертом этапе развертывания ЕвроПРО эта система будет в состоянии обнаруживать и сбивать межконтинентальные баллистические ракеты при их запуске с территории РФ.

  • За фасадом миролюбивой риторики высокопоставленных лиц Вашингтона и Брюсселя, как выясняется, снова и снова разрабатываются планы подготовки к ведению боевых действий против Российской Федерации. При этом планирование ведется не только на уровне штабов альянса, но и на уровне соответствующих военных органов отдельных стран-членов НАТО и групп. Возможно, именно в этом кроется основная причина того, почему США и НАТО не желают связывать себе руки не только тесным сотрудничеством с Россией при развертывании общей системы ПРО, но и даже предоставлением гарантий того, что данная система никогда не будет использована против российских сил ядерного сдерживания.

  • Игра терминами — норма для США. Россия по-прежнему не может добиться от НАТО согласования понятия «существенные боевые силы», которые альянс обещал не размещать на территории новых членов, заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров. Он пояснил, что НАТО приближается к РФ достаточно быстро, несмотря на обязательства, данные после крушения Советского Союза, согласно которым инфраструктура НАТО не будет размещаться на территориях новых членов альянса.

  • Если вдумчиво прочитать то, что предлагает постпред США, то получается, что адаптированная кооперация выглядит так: Россия защищает себя, США — себя. При этом все постоянно думают, как бы усилия объединить. Такой самоочевидный вариант «принимать» нет никакого смысла, это фактическое положение дел. Причём тупиковое, поскольку интересы США прямо ущемляют российские, и никакого желания искать компромиссы у Вашингтона не обнаруживается.

  • «Конец перезагрузки». «Начало новой холодной войны». Так подавляющее большинство экспертов отреагировали на заявление Дмитрия Медведева относительно намерения США развернуть элементы системы противоракетной обороны в Восточной Европе.

В этом разделе

Недавно завершился визит вице-премьера России Дмитрия Рогозина в Кишинёв и Тирасполь. Это был первый визит высокого российского чиновника, который 21 марта был назначен специальным представителем президента России по Приднестровью и главой российско-молдавской межправительственной комиссии с российской стороны.

 

В статусе колонии Индия производила около 1 процента мирового ВВП. Пятьдесят лет независимости, обретённой после идейного краха европейского нацизма, позволили стране достичь пятипроцентной планки и опередить (пока по валовому производству) бывшую метрополию. Столетие независимости, согласно прогнозам, Индия будет встречать на третьем месте в глобальном экономическом рейтинге, производя не менее 10-12 процентов мировых товаров. И все эти хозяйственные успехи вчерашней нищей колонии, равно как освоение древней азиатской страной передовых ракетно-космических технологий — результат того гигантского исторического поворота, который произошёл в 1945 году.

 

Заявление Клинтон говорит о том, что если обеспечить легитимность вторжения в Сирию по линии ООН будет невозможно, то рассматривается возможность атаковать Сирию как... «агрессора», осуществившего «нападение на Турцию».

 

Третье место националистов на выборах 2012 года и почти двукратное удвоение числа избирателей дает основание для далеко идущих прогнозов. Ведь на выборах 2017 года, при такой динамике роста приверженцев и числа сторонников среди молодёжи, Марин Ле Пен действительно получит шанс победить на выборах президента.

 

Вопрос о военно-морской базе российского флота в сирийском Тартусе часто поднимается сегодня в мировых СМИ. Что дает этот объект сирийцам и как он влияет на их настроения? Автор этих строк лично посетил Тартус и получил ответы на эти и другие вопросы от губернатора провинции Тартус Атефа аль-Наддафа.

 

Обстановка вокруг оспариваемого сразу несколькими странами архипелага Спратли (по-китайски Наньша) в Южно-Китайском море остается острой. После очередного инцидента, произошедшего 10 апреля, между китайскими и филиппинскими военными моряками, Пекин и Манила в который раз обменялись резкими дипломатическими нотами, где стороны подчеркнули, что острова является их «неотъемлемой территорией».

 

Прислушается ли к требованиям шиитов Бахрейна и правозащитных организаций руководство «Формулы-1»? Есть опасения, что возможная выгода перевесит гуманитарные сообажения. Глава «Ф-1» Берни Экклстоун заявил, что если какая-нибудь команда решит выйти из гонки, она нарушит контрактные обязательства и будет оштрафована.

 

Митт Ромни демонстрирует крайне агрессивную внешнеполитическую доктрину. Он уже объявил «вымирающую Россию» геополитическим противником США номер один, призвал ужесточить политику США по отношению к Ирану, КНДР и другим «странам-изгоям», как их называют в Вашингтоне. Обама, по мнению Ромни, проявляет во внешней политике нерешительность, не присущую великой державе США, и вообще, действующий президент — наивный слабак, которого хитроумные китайцы и русские водят за нос.

 

Первые результаты перемирия между армией Сирии и вооруженными отрядами мятежников, наступившего 12 апреля в 7:00 по московскому времени, подтвердили озвученные ранее пессимистичные прогнозы. О прекращении огня и спокойной жизни в Сирии пока говорить не приходится.

 

План Аннана действительно мог бы стать началом урегулирования в Сирии. Для этого нужно было бы выполнить только одно единственное условие — уговорить враждебную Асаду сторону выполнять условия перемирия, и обеспечить контроль над этой процедурой. Но, поскольку формальные и фактические руководители сирийской оппозиции на мирное урегулирование не настроены, говоря словами Виктории Нуланд, «давление на Башара Асада будет наращиваться».

 

.