Главная | Геополитика

НАТО ОТКАЗЫВАЕТСЯ ДАВАТЬ РОССИИ ГАРАНТИИ ПО ПРО: ВРАЖДЕБНЫЕ ХОДЫ ТРУДНО ПРИКРЫТЬ ДРУЖЕЛЮБНОЙ РИТОРИКОЙ

Игра терминами — норма для США. Россия по-прежнему не может добиться от НАТО согласования понятия «существенные боевые силы», которые альянс обещал не размещать на территории новых членов, заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров. Он пояснил, что НАТО приближается к РФ достаточно быстро, несмотря на обязательства, данные после крушения Советского Союза, согласно которым инфраструктура НАТО не будет размещаться на территориях новых членов альянса.

Во время 48-й международной конференции по безопасности, проходившей в Мюнхене, среди прочих вопросов обсуждался один традиционно «нерешаемый» — проблематика западных систем ПРО в контексте обороноспособности Российской Федерации.

Некоторые положительные сигналы, безусловно, имеются. Так, министр обороны ФРГ Томас де Мезьер заявил на открытии Мюнхенской конференции, что от России не исходит угроза, блоковая конфронтация ушла в прошлое, и, по его словам, «оборонный щит можно создавать совместно с Россией».

Столь же оптимистичным было выступление министра иностранных дел ФРГ Вестервелле. Он призвал к расширению сотрудничества между НАТО, с одной стороны, и Россией, с другой. Отвечая на сомнения российской стороны в истинных смыслах системы ПРО, глава МИД ФРГ заявил, что НАТО не заинтересована в том, чтобы этот конфликт влиял на ее отношения с Россией. Он отметил, что до майского саммита НАТО в Чикаго необходимо продолжать поиски решения, и анонсировал совместные учения НАТО и России в сфере противоракетной обороны, инициатором которых выступает Германия.

Подобные заявления можно было бы считать обнадёживающими, но, как всегда, есть множество нюансов. Благожелательный тон дипломатов и реальная деятельность по созданию ПРО существуют как бы в параллельных плоскостях, не пересекающихся между собой. То, что оборонный щит «можно создавать» вместе с Россией, отнюдь не означает, что его будут создавать именно так. Пока высказываются надежды на некие «прорывы» в переговорах на майском саммите НАТО, уже объявлено о месте дислокации командного пункта создаваемой системы противоракетной обороны НАТО в Европе. Он будет расположен в Германии, на территории авиабазы «Рамштайн».

И в конце января генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен заявил, что система ПРО НАТО будет создана в течение восьми-десяти лет, и, если на саммите НАТО в мае 2012 года в Чикаго будет, как он ожидает, объявлено о начальной стадии операционной готовности ПРО НАТО в Европе, «это станет значительным шагом». На 48-й конференции это подтвердил и де Мезьер, уточнив, что первые компоненты ПРО НАТО в Европе должны быть готовы к вводу в эксплуатацию ещё до майского саммита. И, при всей доброжелательности к России, Германия в вопросе создания единой ПРО в Европе будет действовать только на основе своих обязательств в НАТО, читай — в интересах США.

Другими словами, пока с Россией будут продолжаться «переговоры» о её важности для евроПРО, противоракетная оборона де-факто будет развиваться. Обычно такие ситуации описываются словосочетанием «кормить обещаниями» и считаются неприличными. Впрочем, может быть и так, что относительно ЕвроПРО в Германии попросту отсутствует консенсус. На что, кажется, намекнул глава российского МИДа Лавров, заявив, что ПРО грозит «вбить клин между ветвями европейской цивилизации».

Какие-то гарантии, фактические или юридические, предоставлять России отказываются. Причём отказы сопровождаются интересными пояснениями, которые, как минимум, должны заставить задуматься о перспективах дальнейшего сотрудничества всех партнёров США. Так, заместитель госсекретаря США по контролю за вооружениями и международной безопасности Эллен Тошер заявила, что «Мы никогда не предоставим юридически обязывающий документ, и не можем его сделать. Я не смогла бы добиться его ратификации. Даже если бы я хотела, не уверена, что у меня бы это получилось. „Юридически обязывающие гарантии“ теперь означают несколько иное понятие, чем раньше. Россия хочет быть уверена в том, что следующие администрации США будут следовать обещаниям Обамы. А в этом заверить нельзя», — пояснила госпожа Тошер.

Получается, что международные договора с участием США следует считать действующими не более 4 лет? Или преемственность внешней политики в США полностью отсутствует? Из слов Тошер можно сделать вывод, что каждый новый президент США волен перекраивать заключённые предшественниками договорённости, как ему вздумается. Впрочем, Обама не желает гарантировать неприменение системы ПРО против РФ даже на время своего президентства.

Но выход, по мнению Тошер, есть. «Единственный путь, который им позволит поверить нам, что система ПРО никак не подрывает их стратегический потенциал -это сесть вместе с нами и посмотреть, что именно мы делаем. Я надеюсь, что переговоры по вопросам стратегической стабильности в течение ближайших восьми месяцев помогут начать ослаблять старые путы, которые всем связывают руки».

Допустим, что Россия «села вместе с ними» и «начала смотреть», и по результатам наблюдений еще раз убедилась в том, что система ПРО несёт прямую угрозу её обороноспособности. Что будет тогда? США извинятся, выразят сожаление о том, что убедить РФ не удалось, и компоненты ПРО демонтируют?

Есть ещё пара любопытных пассажей. Так, Тошер уверена, что по ПРО неминуем скорый компромисс, ведь в России скоро закончится предвыборный цикл. Похоже, что версия об отсутствии ответственности уходящего президента перед потомками и в самом деле является для Тошер непреложным догматом.

«Следующие 6-8 месяцев, — рассказала Тошер, — мы решили посвятить вопросам стратегической стабильности». Причём, как заявила она, сторонам предстоит предваряющая переговоры работа по уточнению того, что Россия и США понимают под термином «стратегическая безопасность». Интересно, сколько времени займёт согласование трактовок терминов «граница», «ракета-перехватчик» или, не дай Бог, «национальные интересы»? И на сколько продвинется возведение ПРО, первые компоненты которой должны быть готовы к оперативной работе в мае?

Игра терминами — норма для США. Россия по-прежнему не может добиться от НАТО согласования понятия «существенные боевые силы», которые альянс обещал не размещать на территории новых членов, заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров. Он пояснил, что НАТО приближается к РФ достаточно быстро, несмотря на обязательства, данные после крушения Советского Союза, согласно которым инфраструктура НАТО не будет размещаться на территориях новых членов альянса. Так, очень желает поучаствовать в ПРО Литва. «Поэтому мой вопрос касательно элементов размещения ПРО, подпадают ли он под рамки этого обязательства или нет? Но все наши попытки начать в НАТО обсуждение вопроса, насколько велики должны быть эти силы, чтобы стать существенными, не добиваются успеха. НАТО не хочет это обсуждать», — заявил глава российского МИД.

Неожиданно «успокоить» Россию решила Турция. Министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу в конце января сообщил в интервью «Интерфакс», что «ни в одном из документов НАТО не говорится о том, что ПРО создается против какой-либо конкретной страны». «НАТО не выступает против какой-то страны, ни против Ирана, ни против России», — продолжил турецкий министр. Причём до того Турция уже заверяла Иран, что система противоракетной обороны НАТО в Европе не будет направлена против него.

Опустим пока, что вся риторика США о насущной необходимости ПРО строилась вокруг угроз атаки со стороны Ирана и Северной Кореи. Для нейтрализации единичных баллистических ракет, которые теоретически могут появиться у Ирана в ближайшем будущем, согласно докладу Пентагона Ballistic Missile Defense Review Report за 2010 года, в регионе Персидского залива развёрнуты 24 батареи Patriot (100-400 противоракет, в зависимости от типа) и корабли ПРО Aegis с боекомплектом в 300 ракет. Это вдобавок к, примерно, 500 противоракетам разных типов, развёрнутых в разное время в монархиях Залива. И, разумеется, не учитывая мощнейшей ПРО Израиля.

Самое время в очередной раз спросить — а против кого тогда создаётся ПРО? Раз Иран надёжно «простреливается» сотнями противоракет, а компоненты ЕвроПРО явно тяготеют на северо-запад?

 

 

 

RSS Twitter Facebook

Похожие материалы

  • Предварительное компьютерное моделирование показало, что частично на третьем и уверенно на четвертом этапе развертывания ЕвроПРО эта система будет в состоянии обнаруживать и сбивать межконтинентальные баллистические ракеты при их запуске с территории РФ.

  • Если вдумчиво прочитать то, что предлагает постпред США, то получается, что адаптированная кооперация выглядит так: Россия защищает себя, США — себя. При этом все постоянно думают, как бы усилия объединить. Такой самоочевидный вариант «принимать» нет никакого смысла, это фактическое положение дел. Причём тупиковое, поскольку интересы США прямо ущемляют российские, и никакого желания искать компромиссы у Вашингтона не обнаруживается.

  • За фасадом миролюбивой риторики высокопоставленных лиц Вашингтона и Брюсселя, как выясняется, снова и снова разрабатываются планы подготовки к ведению боевых действий против Российской Федерации. При этом планирование ведется не только на уровне штабов альянса, но и на уровне соответствующих военных органов отдельных стран-членов НАТО и групп. Возможно, именно в этом кроется основная причина того, почему США и НАТО не желают связывать себе руки не только тесным сотрудничеством с Россией при развертывании общей системы ПРО, но и даже предоставлением гарантий того, что данная система никогда не будет использована против российских сил ядерного сдерживания.

  • Разумеется, никто в России не хочет нового витка «холодной войны» и продолжения гонки вооружений. Однако если США будут и дальше идти по пути силового давления и отказа от каких-либо компромиссов, то у Москвы не останется выбора. Решение вопроса будет окончательно перенесено из дипломатической плоскости в военную.

  • «Конец перезагрузки». «Начало новой холодной войны». Так подавляющее большинство экспертов отреагировали на заявление Дмитрия Медведева относительно намерения США развернуть элементы системы противоракетной обороны в Восточной Европе.

В этом разделе

Недавно завершился визит вице-премьера России Дмитрия Рогозина в Кишинёв и Тирасполь. Это был первый визит высокого российского чиновника, который 21 марта был назначен специальным представителем президента России по Приднестровью и главой российско-молдавской межправительственной комиссии с российской стороны.

 

В статусе колонии Индия производила около 1 процента мирового ВВП. Пятьдесят лет независимости, обретённой после идейного краха европейского нацизма, позволили стране достичь пятипроцентной планки и опередить (пока по валовому производству) бывшую метрополию. Столетие независимости, согласно прогнозам, Индия будет встречать на третьем месте в глобальном экономическом рейтинге, производя не менее 10-12 процентов мировых товаров. И все эти хозяйственные успехи вчерашней нищей колонии, равно как освоение древней азиатской страной передовых ракетно-космических технологий — результат того гигантского исторического поворота, который произошёл в 1945 году.

 

Заявление Клинтон говорит о том, что если обеспечить легитимность вторжения в Сирию по линии ООН будет невозможно, то рассматривается возможность атаковать Сирию как... «агрессора», осуществившего «нападение на Турцию».

 

Третье место националистов на выборах 2012 года и почти двукратное удвоение числа избирателей дает основание для далеко идущих прогнозов. Ведь на выборах 2017 года, при такой динамике роста приверженцев и числа сторонников среди молодёжи, Марин Ле Пен действительно получит шанс победить на выборах президента.

 

Вопрос о военно-морской базе российского флота в сирийском Тартусе часто поднимается сегодня в мировых СМИ. Что дает этот объект сирийцам и как он влияет на их настроения? Автор этих строк лично посетил Тартус и получил ответы на эти и другие вопросы от губернатора провинции Тартус Атефа аль-Наддафа.

 

Обстановка вокруг оспариваемого сразу несколькими странами архипелага Спратли (по-китайски Наньша) в Южно-Китайском море остается острой. После очередного инцидента, произошедшего 10 апреля, между китайскими и филиппинскими военными моряками, Пекин и Манила в который раз обменялись резкими дипломатическими нотами, где стороны подчеркнули, что острова является их «неотъемлемой территорией».

 

Прислушается ли к требованиям шиитов Бахрейна и правозащитных организаций руководство «Формулы-1»? Есть опасения, что возможная выгода перевесит гуманитарные сообажения. Глава «Ф-1» Берни Экклстоун заявил, что если какая-нибудь команда решит выйти из гонки, она нарушит контрактные обязательства и будет оштрафована.

 

Митт Ромни демонстрирует крайне агрессивную внешнеполитическую доктрину. Он уже объявил «вымирающую Россию» геополитическим противником США номер один, призвал ужесточить политику США по отношению к Ирану, КНДР и другим «странам-изгоям», как их называют в Вашингтоне. Обама, по мнению Ромни, проявляет во внешней политике нерешительность, не присущую великой державе США, и вообще, действующий президент — наивный слабак, которого хитроумные китайцы и русские водят за нос.

 

Первые результаты перемирия между армией Сирии и вооруженными отрядами мятежников, наступившего 12 апреля в 7:00 по московскому времени, подтвердили озвученные ранее пессимистичные прогнозы. О прекращении огня и спокойной жизни в Сирии пока говорить не приходится.

 

План Аннана действительно мог бы стать началом урегулирования в Сирии. Для этого нужно было бы выполнить только одно единственное условие — уговорить враждебную Асаду сторону выполнять условия перемирия, и обеспечить контроль над этой процедурой. Но, поскольку формальные и фактические руководители сирийской оппозиции на мирное урегулирование не настроены, говоря словами Виктории Нуланд, «давление на Башара Асада будет наращиваться».

 

.