Главная | Геополитика

БЕСПОЛЕЗНЫЕ «СЕКРЕТЫ» ПРО. ЧТО СТОИТ ЗА ОЧЕРЕДНЫМ АМЕРИКАНСКИМ «ЖЕСТОМ ДОБРОЙ ВОЛИ»?

Предварительное компьютерное моделирование показало, что частично на третьем и уверенно на четвертом этапе развертывания ЕвроПРО эта система будет в состоянии обнаруживать и сбивать межконтинентальные баллистические ракеты при их запуске с территории РФ.

Вопрос создаваемой США глобальной противоракетной обороны, в особенности её европейской компоненты, является одним из наиболее болезненных в российско-американских двусторонних отношениях. Представители США настаивают на том, что система ПРО направлена против Ирана и Северной Кореи. Российская же сторона, основываясь на географии, законах физики и неоспоримых фактах, согласно которым противоракетная оборона США имеет явное тяготение не к иранским, а к российским границам, испытывает обоснованное беспокойство относительно данных планов.

Уже долгое время ситуация является тупиковой. Соединённые Штаты отказываются предоставить Российской Федерации сколько-нибудь убедительные гарантии того, что ПРО не направлена против России, ограничиваясь словесными уверениями в своей добропорядочности. Предложения Москвы о строительстве общей ПРО также не находят понимания. Поэтому, после многочисленных попыток прийти к некоему компромиссу, осенью прошлого года РФ объявила о введении в действие комплекса мер, которые позволят минимизировать угрозу, которую представляют компоненты ПРО для российского ядерного потенциала сдерживания. Введены в строй новые радары и ударные силы, позволяющие уничтожить потенциальную угрозу, а также начата ускоренная разработка носителей и боеголовок, способных преодолевать действующие и перспективные системы ПРО.

На этом фоне появилась информация о том, что американская сторона решила совершить «жест доброй воли». С целью убедить Россию в безопасности ЕвроПРО, а также полном её соответствии заявленным целям, были проведены некие переговоры, в ходе которых, по информации издания «Коммерсант», российская сторона якобы получила от специального представителя США по вопросам стратегической стабильности и противоракетной обороны Эллен Тошер секретные сведения об элементах ЕвроПРО. В частности, о характеристиках противоракет SM-3, которые должны были выступить доказательством того, что ЕвроПРО не способна перехватывать российские ракеты.

При этом, правда, уточнялось, что переданная информация была сочтена совершенно бесполезной, а источники «Коммерсанта» вообще охарактеризовали её достоверность и актуальность «в нецензурных выражениях». И, окончательно убедившись в полном отсутствии конструктива в переговорах прежнего формата, РФ приняла решение вывести обсуждение ЕвроПРО на новый уровень. Так, Минобороны РФ планирует провести 3-4 мая международную конференцию, в ходе которой будут представлены доказательства потенциальной опасности ЕвроПРО для российских ядерных сил.

Официальный представитель Госдепартамента Виктория Нуланд отказалась комментировать эти утверждения. Неофициальные же источники сообщили, что переговоры Эллен Тошер и замминистра иностранных дел РФ Сергея Рябкова окончились лишь подтверждением намерений искать компромисс, при этом никакой секретной информации передано не было. «Никаких передач никакой секретной информации по тактико-техническим характеристикам противоракет или иных других элементов создаваемой системы ПРО американская сторона не осуществляла», — подчеркнул сам Сергей Рябков.

На самом деле, даже в том случае, даже если бы России были переданы некие сведения, касающиеся противоракет и их характеристик, вряд ли эта информация могла бы на что-то существенно повлиять. Если отталкиваться в вопросах обеспечения безопасности от тактико-технических характеристик противоракет, то для получения надёжных гарантий потребовались бы значительные усилия. Обеспечить уверенность в том, что противоракеты не могут ослабить российские силы сдерживания можно было бы лишь в том случае, если бы некая российская государственная комиссия отслеживала бы на заводе-изготовителе соответствие реальных характеристик противоракет озвученным американской стороной «секретным данным». В противном случае, кто поручится, что «секретные данные» — это не блеф?

Помимо этого потребовался бы постоянный мониторинг — действительно ли батареи противоракет в польских городах Редзиково и Моронг состоят именно из указанных единиц боевой техники? Не вносились ли в их конструкцию некие дополнительные изменения? Как сделать так, чтобы оперативная замена «недостаточных» ракет на «достаточные» была невозможна? Понятно, что подобная деятельность, при своей сомнительной, в конечном счёте, эффективности, потребует больших сил и существенных шагов навстречу РФ со стороны США.

И на это, увы, едва ли имеет смысл надеяться. Если Вашингтон отказывается предоставить Москве письменные гарантии ненаправленности ПРО против РФ, то ожидать физического допуска российских военных специалистов ко всей инфраструктурной цепочке, от изготовления противоракет до постановки их на боевое дежурство, было бы тем более наивно. А без этого условия любая переданная информация, которую невозможно проверить и контролировать её актуальность, ненамного отличается по своей содержательности от разговоров на тему «ПРО, КНДР и Иран».

Перевести же обсуждение гарантий в более очевидную плоскость, и начать, например дискуссию, с поиска ответа на вопрос — почему защищаться от Ирана нужно в Польше, в 100 километрах от российской границы? — американская сторона не намерена.

Анонсированная Минобороны РФ конференция, которая должна состояться 3-4 мая, действительно представляет собой важное событие. На международной конференции, к участию в которой приглашены представители военных министерств самых разных государств, от США до Китая и Индии, будет всесторонне изложена позиция России в отношении ПРО. Так, предварительное компьютерное моделирование показало, что частично на третьем и уверенно на четвертом этапе развертывания ЕвроПРО эта система будет в состоянии обнаруживать и сбивать межконтинентальные баллистические ракеты при их запуске с территории РФ.

Несмотря на заведомый громкий информационный эффект, который даст майская конференция, смысл её, по-видимому, не в том, чтобы таким образом вывести США на чистую воду, заставив Вашингтон отказаться от своих планов. Объективно говоря — вряд ли это возможно.

Слишком много средств и ресурсов уже потрачено на возведение ПРО, чтобы от неё отказаться. Но озвученную на пресс-конференции информацию можно будет воспринимать как исчерпывающее объяснение того, почему Россия будет вынуждена в ближайшие годы резко поднять качество своего ядерного щита и провести перегруппировку и усиление своих вооружённых сил. Президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что Россия не закрывает двери в переговорах по ЕвроПРО, но «нужно готовиться к изменению ситуации». «К 2017-2018 гг. мы должны быть во всеоружии, должны быть готовы дать любой отпор. Все указания Министерству обороны мной даны», — сообщил глава государства 20 марта 2012г. на расширенной коллегии Минобороны РФ. Для поддержания паритета с учётом навязанных условий, вполне возможен выход России из существующих соглашений с США в области обычных вооружений.

Вне зависимости от прочих итогов майской конференции, она нужна уже для того, чтобы адекватное реагирование России на внешние угрозы не было использовано в информационных войнах, в которых слишком часто жертву возможной войны делают её виновником.

 

 

 

RSS Twitter Facebook

Об авторе

Похожие материалы

  • Игра терминами — норма для США. Россия по-прежнему не может добиться от НАТО согласования понятия «существенные боевые силы», которые альянс обещал не размещать на территории новых членов, заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров. Он пояснил, что НАТО приближается к РФ достаточно быстро, несмотря на обязательства, данные после крушения Советского Союза, согласно которым инфраструктура НАТО не будет размещаться на территориях новых членов альянса.

  • Если вдумчиво прочитать то, что предлагает постпред США, то получается, что адаптированная кооперация выглядит так: Россия защищает себя, США — себя. При этом все постоянно думают, как бы усилия объединить. Такой самоочевидный вариант «принимать» нет никакого смысла, это фактическое положение дел. Причём тупиковое, поскольку интересы США прямо ущемляют российские, и никакого желания искать компромиссы у Вашингтона не обнаруживается.

  • Разумеется, никто в России не хочет нового витка «холодной войны» и продолжения гонки вооружений. Однако если США будут и дальше идти по пути силового давления и отказа от каких-либо компромиссов, то у Москвы не останется выбора. Решение вопроса будет окончательно перенесено из дипломатической плоскости в военную.

  • За фасадом миролюбивой риторики высокопоставленных лиц Вашингтона и Брюсселя, как выясняется, снова и снова разрабатываются планы подготовки к ведению боевых действий против Российской Федерации. При этом планирование ведется не только на уровне штабов альянса, но и на уровне соответствующих военных органов отдельных стран-членов НАТО и групп. Возможно, именно в этом кроется основная причина того, почему США и НАТО не желают связывать себе руки не только тесным сотрудничеством с Россией при развертывании общей системы ПРО, но и даже предоставлением гарантий того, что данная система никогда не будет использована против российских сил ядерного сдерживания.

  • «Конец перезагрузки». «Начало новой холодной войны». Так подавляющее большинство экспертов отреагировали на заявление Дмитрия Медведева относительно намерения США развернуть элементы системы противоракетной обороны в Восточной Европе.

В этом разделе

Недавно завершился визит вице-премьера России Дмитрия Рогозина в Кишинёв и Тирасполь. Это был первый визит высокого российского чиновника, который 21 марта был назначен специальным представителем президента России по Приднестровью и главой российско-молдавской межправительственной комиссии с российской стороны.

 

В статусе колонии Индия производила около 1 процента мирового ВВП. Пятьдесят лет независимости, обретённой после идейного краха европейского нацизма, позволили стране достичь пятипроцентной планки и опередить (пока по валовому производству) бывшую метрополию. Столетие независимости, согласно прогнозам, Индия будет встречать на третьем месте в глобальном экономическом рейтинге, производя не менее 10-12 процентов мировых товаров. И все эти хозяйственные успехи вчерашней нищей колонии, равно как освоение древней азиатской страной передовых ракетно-космических технологий — результат того гигантского исторического поворота, который произошёл в 1945 году.

 

Заявление Клинтон говорит о том, что если обеспечить легитимность вторжения в Сирию по линии ООН будет невозможно, то рассматривается возможность атаковать Сирию как... «агрессора», осуществившего «нападение на Турцию».

 

Третье место националистов на выборах 2012 года и почти двукратное удвоение числа избирателей дает основание для далеко идущих прогнозов. Ведь на выборах 2017 года, при такой динамике роста приверженцев и числа сторонников среди молодёжи, Марин Ле Пен действительно получит шанс победить на выборах президента.

 

Вопрос о военно-морской базе российского флота в сирийском Тартусе часто поднимается сегодня в мировых СМИ. Что дает этот объект сирийцам и как он влияет на их настроения? Автор этих строк лично посетил Тартус и получил ответы на эти и другие вопросы от губернатора провинции Тартус Атефа аль-Наддафа.

 

Обстановка вокруг оспариваемого сразу несколькими странами архипелага Спратли (по-китайски Наньша) в Южно-Китайском море остается острой. После очередного инцидента, произошедшего 10 апреля, между китайскими и филиппинскими военными моряками, Пекин и Манила в который раз обменялись резкими дипломатическими нотами, где стороны подчеркнули, что острова является их «неотъемлемой территорией».

 

Прислушается ли к требованиям шиитов Бахрейна и правозащитных организаций руководство «Формулы-1»? Есть опасения, что возможная выгода перевесит гуманитарные сообажения. Глава «Ф-1» Берни Экклстоун заявил, что если какая-нибудь команда решит выйти из гонки, она нарушит контрактные обязательства и будет оштрафована.

 

Митт Ромни демонстрирует крайне агрессивную внешнеполитическую доктрину. Он уже объявил «вымирающую Россию» геополитическим противником США номер один, призвал ужесточить политику США по отношению к Ирану, КНДР и другим «странам-изгоям», как их называют в Вашингтоне. Обама, по мнению Ромни, проявляет во внешней политике нерешительность, не присущую великой державе США, и вообще, действующий президент — наивный слабак, которого хитроумные китайцы и русские водят за нос.

 

Первые результаты перемирия между армией Сирии и вооруженными отрядами мятежников, наступившего 12 апреля в 7:00 по московскому времени, подтвердили озвученные ранее пессимистичные прогнозы. О прекращении огня и спокойной жизни в Сирии пока говорить не приходится.

 

План Аннана действительно мог бы стать началом урегулирования в Сирии. Для этого нужно было бы выполнить только одно единственное условие — уговорить враждебную Асаду сторону выполнять условия перемирия, и обеспечить контроль над этой процедурой. Но, поскольку формальные и фактические руководители сирийской оппозиции на мирное урегулирование не настроены, говоря словами Виктории Нуланд, «давление на Башара Асада будет наращиваться».

 

.