Главная | Информационные войны

«AL JAZEERA» ПРОТИВ «RUSSIA TODAY». Телеканал, вещающий на средства эмира Катара, начал борьбу за демократию в России

Хочется получить ответ — почему волнения в Бахрейне и Саудовской Аравии, а также воинственные заявления эмира Катара, на чьи персональные средства функционирует телеканал, не вызвали никакого информационного отклика? Равно как и полнейшее отсутствие демократии в монархическом Катаре, в столице которого штаб Al Jazeera размещён.

Последняя декада января охарактеризовалась сразу двумя событиями, каждое их которых способно резко поднять уровень зарубежного интереса к российским СМИ, работающих с иностранной аудиторией. Собственно, подобных СМИ у Росси не очень много. Фактически, они ограничены созданным в 2005 году телеканалом Russia Today, который в настоящее время ведёт вещание на английском, арабском и испанском языках и занимает достаточно «нишевую» позицию на рынке масс-медиа. Тем не менее, 23 января на телеканал RT ополчилась сама Al Jazeera.

В основательном составленном сюжете, «аналитики» Al Jazeera обвиняли RT в «антизападной пропаганде» и в недостаточном освещении внутрироссийской ситуации. Как заявила автор сюжета Ана де Сауса, в ходе кропотливого изучения представленных Russia Today новостных сюжетов она обнаружила, что Западу и его проблемам RT уделяет большее внимание, нежели «важным российским событиям». Особенно возмутило «Аль Джазиру» то, как Russia Today освещал акции так называемой «несистемной оппозиции» в самой России. По мнению госпожи де Сауса, RT «старается приуменьшить и скрыть значение протестного движения», делая акцент на проправительственных демонстрациях и позитивных новостях. При этом, многозначительно отмечает де Сауса, Russia Today освещал протесты в Греции, Италии, США и Великобритании куда тщательнее, одновременно игнорируя «настоящие» российские проблемы.

В рассказе о Russia Today было представлено мнение Люка Хардинга, корреспондента британской The Guardian. Хардинг сообщил — сам факт существования RT служит демонстрацией, что «Кремль так и не смог понять, как устроен Запад и как устроены западные СМИ». «Они поступили так, как они поступают с большинством проблем — забросали этот проект деньгами» — заявил Хардинг. Не приходится сомневаться, что Хардинга привлекли в сюжет о Russia Today по одной простой причине — британский журналист зимой 2011 года был выслан из России за нарушение правил аккредитации.

Обвинения против RT весьма серьёзны. Вот только непонятно — откуда же ещё западному обывателю можно было узнать, к примеру, о зарождающемся движении «Occupy Wallstreet»? Если главные американские новостные каналы, как и сама Al Jazeera, хранили по этому поводу гробовое молчание до тех самых пор, пока сокрытие данных фактов не превратилось в совершенно глупое занятие. И даже после того, как протесты охватили десятки городов и перекинулись на другие континенты, сведения о «неправильных», с точки зрения «западного медийного мышления», демонстрациях проходили совершенно не в фокусе, намного проигрывая по степени освещения эпизодам из жизни египетских блоггеров и прочим сюжетам сопоставимой важности.

При этом следует отметить — протесты в Греции, Италии, Великобритании и США объективно заслуживали более тщательного рассмотрения. В конце концов, захваты государственных учреждений, перестрелки с полицией, слезоточивый газ, резиновые пули, сожжённые автомобили, мародёрство и полный хаос в отдельных районах европейских столиц — куда более серьезные информационные поводы, чем политические демонстрации оппозиции, которые проходят без каких-либо эксцессов.

Однако, с точки зрения телеканала Al Jazeera, подобный подход является «антизападной пропагандой». По этому поводу можно привести несколько примеров риторики, которой пользуется само арабское агентство, наверняка полагающее себя образцом беспристрастности и объективизма. Итак, посмотрим сюжет Al Jazeera «Новый канал или орудие пропаганды от 26 января. Аннотация — «Обзор того, почему Russia Today более заинтересована в возрождении Холодной войны, нежели отчетах о реальных российских историях».

«Во времена Советского Союза, существовала газета Pravda, что по-русски означает «правда». Пропаганда газеты была столь же утончённой, как и её название. С тех пор произошли изменения политической системы и идеологии, но в 2005 году Кремль решил вернуться в новостной бизнес и, как известно, создал Russia Today» — сообщает обывателю Al Jazeera. После чего приводится цитата некоего Эда Лукаса, который утверждает следующее: «Я думаю, одной из сильных сторон современной России является бедственное положение Запада. Они обожают любые признаки протеста и системной слабости Запада, это для них самое важное. Сегодняшняя суть России — антизападничество... Вы получаете от них забавные истории о говорящих домашних питомцах, или другие сюжеты, поднимающие настроение, но при этом они полностью закрывают глаза на, я бы сказал, гораздо более серьезные проблемы, такие как отсутствие демократии, верховенства права, развал инфраструктуры и всего остального в самой России».

Можно по-крайней мере, констатировать, что освещение «западных» протестов на RT выглядит попыткой соответствовать мэйнстриму передовой журналистики в деле выборе сюжетов. И «что такое западные СМИ» в RT, кажется, вполне разобрались. Al Jazeera весь прошлый год освещала протесты в арабском мире под самыми невероятными углами, раздувая малейшее бытовое недовольство до космических масштабов, сводя любое событие к «протесту против тирании». А в тех случаях, когда реальных сюжетов не имелось, трудолюбиво фабриковала их сама. Чего стоят «хроники» выстроенного из фанеры Триполи, а также истории о репрессированных целыми семьями оппозиционерах, которые впоследствии обнаруживались в полном здравии, о чём и сообщали с телеэкранов. И тем более хочется получить ответ — почему волнения в Бахрейне и Саудовской Аравии, а также воинственные заявления эмира Катара, на чьи персональные средства функционирует телеканал, не вызвали никакого информационного отклика? Равно как и полнейшее отсутствие демократии в монархическом Катаре, в столице которого штаб Al Jazeera размещён.

Ещё несколько слов о беспристрастности, честности и неангажированности. Сюжет Al Jazeera «Выборы в России преподносят новые сюрпризы» от 4 декабря 2011 года даёт информацию о том, что, оказывается, подсчёт голосов на выборах в Государственную Думу «осуществлялся при помощи программы, установленной лицом, лояльным к будущему президенту Владимиру Путину». Неизвестно, откуда у Al Jazeera такие сведения о программных продуктах, используемых российским ЦИК, однако больше всего радует убеждённость в неминуемой победе Владимира Путина на мартовских выборах, которого называют «президентом» уже в декабре. Не могу сказать, можно ли это полагать агитацией арабского телеканала в пользу российского премьер-министра или пропагандой иного рода. Далее, сюжет бичует российское телевидение, показывающее, как «edinorosy бегают вместе с сиамскими близнецами Путиным-Медведевым» и демонстрирует исчерпывающие познания в российской истории, обильно цитируя Сталина, описывая особенности советской избирательной системы и правления российских императоров. Примечательно, что изобличает сталинизм сотрудник Al Jazeera по фамилии... Хрущёв.

Бдительность Al Jazeera по отношению к RT тем более удивительна на фоне мнения бывшего продюсера этого арабского агентства Рамзи Баруда, которое приводит MigNews. Баруд пишет: «Освещение Al Jazeera египетского восстания было безупречным. Но, несмотря на тот факт, что некоторые арабские восстания намного более сложны, чем другие (из-за более сложного этнически-религиозного состава обществ), ведущие канала продолжают прыгать от страны к стране, так, как будто бы речь идет об освещении разных подробностей одной и той же темы. Освещая события в Ливии, Al Jazeera избегала сообщать о бомбардировках НАТО гражданского населения, об отношении «революционеров» к черным африканцам, о пытках и издевательствах над пленными. То, что передавала Al Jazeera — это идеальный сценарий идеальной революции.

Теперь, когда революционные сантименты поувяли, внимание канала переключилось на Сирию. С политической и гуманитарной точки зрения, нет выбора, и Сирия требует немедленных и фундаментальных изменений. Грубая сила, направленная против безоружной и беззащитной оппозиции никак не может быть оправдана. Но, несмотря на все это, сирийский конфликт — нечто большее, чем война «брутального алавитского режима с мужественным народом», постоянно взывающим к иностранной интервенции. Интервенция, в виде установления бесполетных зон над Ираком, а затем над Ливией, привела только к одному — к разрушению данных государств, и не за это борются сирийцы. В то время, как ни у кого нет симпатий к этому жестокому режиму, журналисты должны нести ответственность за сбалансированное освещение событий. Они не имеют права полностью отвергнуть одну партию и обниматься со второй. Al Jazeera совершила именно это».

Возможно, обвинения в адрес RT имели своей целью снизить эффект от действительно знакового события в области информационных войн. Телеканал Russia Today получил в своё распоряжение «тяжёлую артиллерию», и создатель наиболее известного сайта разоблачений WikiLeaks Джулиан Ассандж будет вести своё talk-шоу именно на российском телеканале. О том, что Ассандж запускает цикл интервью с политиками, общественными деятелями и революционерами на RT было сообщено 25 января. Безусловно, нельзя сказать в точности, какая доля сведений WikiLeaks и будущих откровений является истиной, а какая представляет собой разного рода дезинформацию, но ясно одно — предварительно заявленная аудитория в 600 миллионов зрителей по всей планете выводит телеканал RT на совершенно новую высоту. И другим борцам за умы, вроде телеканала Al Jazeera, придётся это учитывать.

 

 

 

RSS Twitter Facebook

Похожие материалы

  • Синхронно начали звучать призывы бойкотировать китайские и российские товары, что выглядит явным новшеством в речах радикалов. Думается, что в первую очередь имелись в виду товары китайские — ведь покровители «Братьев-мусульман» сейчас заинтересованы в экономическом ослаблении Китая. А воззвания сирийских оппозиционеров, живущих в США и Франции, которые призывают оставшихся на родине сограждан массово похищать и убивать русских и китайцев, мало чем отличаются от призывов покойного бен Ладена и других идеологов международного терроризма.

  • Диапазон комментариев по поводу приезда нового посла Соединённых Штатов в России ширится от «российского агента» до «американского троянского коня», с «достойным представителем американских интересов» посередине. Какие из оценок более справедливы — покажет время.

  • В настоящее время в Ливии при активном участии официально лояльных ПНС сил, каждый день совершаются убийства, темп которых уже вот-вот подойдёт к тому пределу, который позволяет использовать прецедент прошлого года («убито более тысячи человек»). Фактическая власть принадлежит бандам и группировкам, государственные институты и центральная власть существуют в чисто декоративном формате. Города, а то и целые регионы, заявляют о своей независимости — по крайней мере, финансовой.

  • Выносить окончательные вердикты пока рано. Фактом является лишь то, что эмир Катара действительно находится не дома, а в Италии. При этом следует отметить, что объективная вероятность государственного переворота в Катаре существует. Для неё есть все предпосылки, а за рубежом наверняка имеется достаточное количество лиц, заинтересованных в корректировке внешнеполитического курса Катара.

  • Неожиданно быстрое согласие ЕС на немедленные санкции в отношении Ирана «совпало» с захватом нефтяных терминалов Ливии. Если за оставшиеся до полного прекращения экономических контактов с Ираном месяцы бросить все силы на расширение возможностей Брега и Рас-Лануфа, восполняя ожидаемую нехватку нефти, то негативные последствия для европейской экономики можно до известной степени минимизировать.

В этом разделе

С неделю тому назад на обочине мирового информационного пространства появились робкие всплески слухов о неудачной попытке государственного переворота в одной из самых удивительных стран арабского мира — Катаре. Это государство, численность населения которого равна населению Удмуртской Республики в составе РФ (1 700 000 человек) в последнее время начало претендовать на роль лидера обновленного Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, тесня на этом направлении авторитет Королевства Саудовской Аравии.

 

На днях в Бахрейне прошел очередной этап «Формулы-1», сопровождающийся массовыми протестами оппозиции, пользующейся поддержкой большинства населения страны. По устоявшейся традиции, во всех государствах, не являющихся сателлитами США, мировые СМИ практикуют исключительно широкое освещение демонстраций и народных волнений. Однако в Бахрейне, который по факту является «непотопляемым авианосцем» США и базой Пятого флота, контролирующего Персидский залив, освещение «Формулы-1» чудесным образом свелось к чисто спортивной тематике.

 

Несмотря на парадоксальность, и даже явную абсурдность заголовка, эти четыре слова — чистая правда. Одна из самых совершенных правовых систем в мире — американская — подвергается сильнейшему давлению со стороны антиконституционной, с американской точки зрения, религиозной правовой системы — исламской. Пока наступление шариатского права носит локальный характер, на федеральном уровне это незаметно, но в отдельных штатах ситуация явно выходит из-под контроля.

 

Площадка для будущей Висагинской АЭС размещена в 2 (двух!) километрах от белорусской границы. И поводов для беспокойства это строительство даёт намного больше — реактор, который предполагается строить в Литве имеет достаточно примитивную конструкцию, однотипен реакторам «Фукусимы», отличается дешевизной постройки и недостаточным по сегодняшним меркам уровнем надёжности. Тем не менее, свою АЭС Литва полагает «самой безопасной в регионе».

 

Контролировать Сеть пытаются не только «авторитарные режимы», но и сами западные демократии. Правда, большинство государств мира пытаются лишь защитить свой информационный суверенитет, в то время как США проводят активную политику по проникновению в интернет-пространство других стран.

 

После того, как были подведены официальные итоги выборов президента Российской Федерации, наступило время реакции. Обычно она выражалась в чисто абстрактных, положительных или умеренных оценках, но иногда выводы принимали более конкретные и осязаемые формы.

 

Вина Мэннинга, который, в отличие от «героев» Вьетнама, Ирака и Афганистана никого не убивал, а лишь пытался открыть глаза миру на преступления своих коллег, для американского государства бесспорна. В отличие от Бэйлса, Вутрича и Келли, он едва ли сможет рассчитывать на снисхождение.

 

С учётом информации о том, что в США с теми или иными нарушениями зарегистрировано порядка 50 миллионов человек, введение американского аналога российской системы контроля за выборами действительно может привести к громким сенсациям.

 

Силы ливийских мятежников, боровшиеся против Муаммара Каддафи, виновны в военных преступлениях. Такие сенсационные выводы содержатся в докладе экспертной комиссии ООН, содержание которого стало известно журналистам Assosiated Press 2 марта. Доклад был подготовлен комиссией под руководством канадского судьи Филиппа Кирша, для изучения преступлений, совершаемых в ходе вооруженного конфликта в Ливии.

 

Как минимум, с 2000 года идёт обобщение и использование новых наработок, позволяющих свергать неугодные Госдепартаменту и Пентагону режимы. Существует целая индустрия по дезинформации, манипулированию общественным мнением, причём действующие по заказу активисты, реальные или виртуальные, обладают прикрытием, разработанным структурами американского ВПК. Что самое удивительное — до сих пор находятся люди, которые искренне уверены в «стихийности» народных протестов, а проходящие под эгидой Пентагона операции психологической войны рассматривают как «свободное выражение общественного мнения».

 

.