Главная | Исторические дискуссии

ПОЛИТИКА И СУБКУЛЬТУРЫ:
Расклад эпох, течений, лиц. Часть I

Хиппи, «Новые Левые», контркультура конца 1960 — начала 1970

Ги Дебор, ставший основателем Ситуационистского Интернационала, сыграл важную роль в организации студенческих революционных волнений в Париже весной 1968 года. Идеи, выдвигавшиеся Дебором, битниками и некоторыми другими деятелями культуры и политики, вроде Альбера Камю, Джорджа Оруэлла, Герберта Маркузе, Антонио Грамши, Теодора Адорно, Жан-Люка Годара, Вильгельма Райха, Льва Троцкого, Мао Цзедуна нашли себе теоретическое и практическое применение в середине и конце 1960-х в разгар движения «Новых Левых» и хиппи. Из теоретического наследия, вышеперечисленных философов, писателей, политиков впоследствии черпались не только лозунги «Новых Левых», но и стержневые постулаты философии и идеологии некоторых близких им по духу современных мировых политических трендов, вроде партии «зеленых» в Германии.

Зарождение феномена молодежных субкультур: свобода нравов, новая музыка-рок, другие социальные отношения

В продолжение нашего исследования о молодежных субкультурах, мы поговорим о конце 1960-х и начале 1970-х годов. Шестидесятые дали весьма пестрый и неоднородный «букет» субкультур, основа которых закладывалась еще в сороковых и пятидесятых годах ХХ века. Ранее мы выяснили, что первыми субкультурами в прямом смысле этого слова стали битники (в США), стиляги (в СССР), байкеры и скинхеды. Причем я специально хочу отметить тот факт, что никто, ни в какой стране мира специально не создавал и не внедрял в социальную практику феномен молодежных субкультур! Его появление было шоком, полной неожиданностью для всех в начале пятидесятых годов. Он появился сам собой, повсеместно распространившись по всей Земле к середине 1960-х, не затронув лишь этносы, еще не вышедшие из стадии родо-племенных отношений, (основанных на тесной привязанности к патриархальной общности, ассоциируемой с кланами на Востоке, триадами в Азии и c племенами в Африке (трайбом) — авт.).

Феномен молодежных субкультур возвестил наступление новых времен! Он принес с собой новый слэнг с ранее не встречавшимися неологизмами, новые технологии, новые моды, новые стили и нарочито вызывающее нонконформистское поведение.

Породил невиданную ранее свободу нравов и сексуальную революцию, (которую философ Герберт Маркузе в некоторых своих работах называл «новой чувственностью», о чем далее — авт.). Ее началом считается май 1960 года, когда были изобретены гормональные контрацептивы, и налажен выпуск противозачаточных таблеток. Между прочим, эйфория от изобретения и применения противозачаточных таблеток пошла на убыль лишь к началу 1970-х, когда выяснилось, что эти таблетки могут вызывать тромбы. Улучшенный вариант противозачаточных таблеток появился лишь в 1970 году, но старые выпуски таблеток продавались вплоть до середины 1980-х, возможно, испортив здоровье многим женщинам.

Благодаря субкультурам в шестидесятых появились новая музыка — твист (в 1961), поп и рок (ближе к концу 1960-х)! Триумфальные выступления группы The Beatles в 1964 году в Америке и впоследствии в других странах мира, превратившие их в живых легенд — тому свидетельство. Впервые в мировой новейшей истории 15 августа 1969 года рок-фестиваль в Вудстоке собрал аудиторию (в основном молодых людей и их подруг — авт.) числом более 400 000 человек! С тех пор феномен рок-музыки, отделившей себя от поп-рока и других музыкальных стилей, (хотя и являющийся в XXI веке в широком смысле поп-культурой, но все-таки рок-музыка стоит ближе к контркультуре — авт.), обретает свое бытие.

В 1963 возникает увлечение серфингом, сегодня также представляющее одно из субкультурных течений, совершенно аполитичное, не совсем молодежное и отчасти гламурное, сопричастное массовой культуре. «Были бы волны повыше...» — таков девиз серферов. Отдельно стоит сказать о серф-роке, своеобразной и запоминающейся своими «тягучими» аккордами музыке, одними из отцов которой стала группа Beach Boys.

Помимо прочего субкультуры привнесли новые отношения в социальные структуры обществ. Любопытный феномен заключался в том, что теперь молодежь стала бежать в субкультуры из общества, организуясь в свои группы, а не стараться быть сопричастным к массовой культуре, навязываемой им обществом, как раньше! Не всегда многочисленные и не обязательно социально активные представители нарождавшихся субкультур мешали вся и всем, «мозолили» глаза, испытывали в разных странах давление официальных структур. Тем не менее, в итоге получилось так, что от факта присутствия представителей молодежных субкультур стало никуда не деться и с ними пришлось считаться.

Леттризм, ситуационисткий интернационал и другие составляющие идеологии «Новых Левых»

Возникшее благодаря битникам и впоследствии развитое такими известными писателями, философами и мыслителями как Маркузе, Рожак, Рейч, Фромм, Сартр и другими, понятие «контркультура» будет иметь в шестидесятых и далее большой общественный и культурный резонанс. Произойдет своеобразный симбиоз контркультуры и молодежных субкультур, приведший в конце 1960-х в том числе к Студенческим революциям в Европе и США.

В контексте исследования субкультур (в частности, в привязке к субкультуре хиппи — авт.) и ее дальнейшей конвергенции с политикой, вспомним о таком направлении как Леттризм, (уже упоминался нами в исследовании о битниках — авт.). Леттризм, как и битничество также не был массовым явлением! Он представлял, по сути, художественно-литературное течение. Нам интересно, что леттризм распался в 1957 году на две враждующие между собой фракции. Одну из фракций возглавил человек по имени Ги Дебор, ставший основателем Ситуационистского Интернационала (сокр. СИ), организации, сыгравшей важную роль в организации студенческих революционных волнений в Париже весной 1968 года. Помимо прочего Ги Дебор также развернул едкую критику в адрес современного мироустройства и политики. Дебор освежил и вновь двинул в массы футуристические лозунги «Искусство умерло!», «Вся власть — воображению» и так далее, о чем он сам написал в известной книге «Общество спектакля».

Идеи, выдвигавшиеся Дебором, битниками и некоторыми другими деятелями культуры и политики, вроде Альбера Камю, Джорджа Оруэлла, Герберта Маркузе, Антонио Грамши, Теодора Адорно, Жан-Люка Годара, В. Райха, Льва Троцкого, Мао Цзедуна нашли себе теоретическое и практическое применение в середине и конце 1960-х в разгар движения «Новых Левых» и хиппи. Из теоретического наследия, вышеперечисленных философов, писателей, политиков впоследствии черпались не только лозунги «Новых Левых», но и стержневые постулаты философии и идеологии некоторых близких им по духу современных мировых политических трендов, (вроде партии «зеленых» в Германии).

Сюрреалисты как предтечи битников, «Новых Левых» и хиппи

Я не зря вынес в заглавие этой части наших исследований о субкультурах известную цитату Сальвадора Дали. Катастрофические события, связанные со второй Мировой войной внесли коррективы во многие политические, философские и мыслительные мировые системы и построения. Но некоторые идеологемы тем не менее остались весьма востребованными у представителей субкультур Нового времени (отсчет которого можно вести с конца 1940-х годов, т. е. со времени окончания второй Мировой войны и начала Холодной войны, вновь расколовшей мир на разные политические полюса — авт.).

В исследовании 1960-х годов мы говорим о хиппи и идеях «Новых Левых». При обсуждении их позиций не стоит забывать об их идеологических предтечах, к которым безусловно стоит отнести футуристов, дадаистов и в первую очередь их последователей с 1922 года экспрессионистов, авангардистов и сюрреалистов (среди них известны такие колоритные и знаковые фигуры, как Андре Бретон, Тристан Тцара, Андре Массон, Луи Арагон, Макс Эрнст, Сальвадор Дали, Элюар, Кокто, Оппенгейм, Супо, Рибмон-Дессень, то есть в основном поэты и прозаики — авт.).

Напомню, что задолго до битников, Ги Дебора и «Новых Левых» критика мирового политического устройства и шокирующие идеи по его реформированию предлагались еще в двадцатых годах ХХ века сюрреалистами в их «манифестах». Причем речь шла о том, чтобы уже не просто шокировать, «обругав обывателя со сцены, не просто подразнить его, эпатировав своим внешним видом или абсурдным заявлением, (что было в ходу у футуристов — авт.). Речь шла о том, чтобы изобрести что-то более изощренное».

Александр Якимович в предисловии к книге Сальвадора Дали «Дневник гения» под названием «Эпоха и дело Сальвадора Дали» пишет о том, что начиная с 1920-х годов, развивается литературное и художественное экстремальное течение, «которое мы можем описывать терминами «холодное бешенство». Это совсем не то же самое что строгие нормативы так называемых «холодных» досовременных архаических культур (по определению Клода Леви-Стросса — авт.). Мы видим, как «отточенная фраза, философски продуманная картина, оперирование цитатами на самом деле не служат литературе и философии, а подвергают аксиомы культурности сомнению».

По сути сюрреализм намеревался «подорвать устои культурной картины мира, используя новейшие (на то момент — авт.) достижения мысли, науки, техники, философии. Он аппелировал к искусству, мысли и литературе прошлого, в которых можно предположить визионерские, иррационалистические, абсурдистские или параноидальные смыслы». То есть, стремился не нападать прямо в лоб на «ценности культуры, а стать «мастерами культуры» и уничтожать ее изнутри. Стратегия и тактика партизан-террористов была выбрана как наиболее действенная для достижения цели».

Характерным примером вышесказанного может послужить знаменитый тезис из Первого манифеста 1924 года, ставший едва ли не самым цитируемым текстом сюрреализма: «Самый простой сюрреалистический акт состоит в том, чтобы с револьверами в руках выйти на улицу и стрелять наугад в толпу, сколько хватит сил». Фраза чудовищная, безумная, отточенно сказанная. В чем-то она «вполне достойна традиций философской публицистики и литературы Франции 18-19 веков. Язык высокой культуры заключает в себе пафос звериности и варварства». Впоследствии литературные экспериментаторы, художники авангарда, основоположники контркультуры (битники), рок-музыканты, (к примеру, панк-направления, достаточно вспомнить известный клип Сида Вишиса «My way», в котором он издевательски перепевает песню, обычно исполняемую эстрадным певцом Фрэнком Синатрой, а в конце клипа вынимает пистолет и стреляет в публику — авт.), леворадикальные европейские городские террористы 1970-х годов («Красные Бригады» в Италии, «Фракция Крансой Армии» в ФРГ), высоко оценят эти методы сюрреалистов и возьмут их на вооружение.

Роман Егоров

 

 

 

RSS Twitter Facebook

Об авторе

Похожие материалы

  • Когда говорят «молодежные бунты», все почему-то сразу вспоминают 1960-е и хиппи. Совершенно упуская из виду тот факт, что в шестидесятых это была уже вторая волна «молодежных бунтов», (даже не «бунтов», а настоящих Студенческих, «молодежных» революций — авт.), последовательно изменивших мир и политические тренды навсегда и бесповоротно. Первые же «молодежные бунты» — не имевшие четких программ, неловкие, угловатые и грубые начались именно в 1950-х.

  • Пацифизм хиппи, конечно, не явился чем-то новым. Отказ от насилия и воинской повинности, непротивление злу с помощью смекалки, смеха и его «забарывание» таким образом, с давних времен проповедовались различными личностями, религиозными и общественными группами в разных странах мира в том числе и в России. «Оригинальным в хиппизме было игровое, иронически-театральное проявление антивоенного протеста.

  • Скорее всего, ситуация будет развиваться следующим образом: выдающийся демократ Барак Обама будет на словах поддерживать выступающих. Однако полиция и ФБР начнут постепенно арестовывать лидеров «беспорядков». Требуя полной свободы и неприкосновенности для организаторов массовых волнений в других государствах (особенно в тех, которые имеют с США геополитические или экономические противоречия), Америка вовсе не собирается следовать этому правилу внутри страны.

  • Разрыв между бедными и богатыми в США и Европе за последние 20 лет резко увеличился. Богатые становятся все богаче, а бедные — беднее. Происходит стремительное сокращение среднего класса, который является опорой демократического устройства. Возникает вопрос: как заставить бедных голосовать на выборах за представителей имущих классов? Это будет делать все сложнее, поэтому очевидно, что в скором времени мы увидим попытки постепенного свертывания демократических процедур.

  • 23 октября исполнилось 55 лет с момента начала вооружённого антикоммунистического выступления в Венгрии. События 1956 года были впоследствии использованы для демонизации СССР, а затем и России. Между тем, основания для применения силы в тот момент у Советского Союза, очевидно, были. Впрочем, у мадьяр тоже была своя правда, и примирить её с логикой Москвы до сих пор не удаётся. Поэтому трагедия 1956 года отчасти остаётся частью практической политики, в рамках которой только и могут быть найдены решения исторических коллизий.

В этом разделе

По официальным данным, в 2006 году в неонацистских группировках США состояло порядка 100 000 человек, и это количество медленно увеличивалось. Как видно, такая тенденция никого не тревожит — главное, чтобы это не были социалисты или, того страшнее, коммунисты, угрожающие свободному рынку.

 

Согласно опросу «Польского радио», лишь менее пятой части поляков верят в теорию заговора против Качиньского. Отметают эту версию и нынешние руководители Польши. Дай Бог, чтобы трагедия под Смоленском стала прологом к тому, что два славянских государства наконец-то разберутся с непростыми вопросами истории. Разберутся спокойно и без истерики. Хотя на фоне рождения нового мифа сделать это будет крайне трудно.

 

Впервые в истории США официальные структуры этой страны обвили СССР в том, что он посмел бомбить объекты на территории, занятыми войсками фашистской Германии. Причём представители американского посольства отдавали себе отчёт, что Эстония в те годы была оккупирована нацистами, а «стальная решимость бороться» явно была направлена не против немцев.

 

Сегодня в это трудно поверить. Документы несостоявшейся операции Northwoods, опубликованные через установленный американским законодательством пятидесятилетний срок рассекречивания архивов, могут либо шокировать, либо вызвать недоверчивую улыбку. Ровно 50 лет назад ЦРУ совместно с Объединенным Комитетом Начальников Штабов США планировали нападение на собственную страну. 13 марта 1962 года министр обороны США Роберт Макнамара представил план операции на утверждение президенту Джону Кеннеди.

 

Полученный нами результат чрезвычайно далёк от цифр «альтернативных историков», получающих прямо-таки мазохистское удовольствие при умножении числа жертв СССР в Великой Отечественной войне.

 

Вот уже двадцать лет яблоком раздора для российской интеллигенции является оценка боевых потерь Советской армии в 1941-45 годах. Официальные цифры на этот счёт опубликованы коллективом генерал-полковника Григория Кривошеева в книге «Гриф секретности снят...» Согласно учётным сведениям нашего армейского ведомства, безвозвратные потери в Великой Отечественной войне составили 8 миллионов 668 тысяч человек. Эту цифру в штыки встречает значительная часть историков и публицистов. Они убеждены, что победа 1945 года была оплачена гораздо более дорогой ценой.

 

Поучительный геополитический провал потерпел Запад ровно сто лет назад. Тогда европейское общественное мнение возлагало надежды на Русскую революцию, призванную покончить с авторитарной «варварской» монархией и привести к власти либеральную элиту. Однако широко разрекламированная элита оказалась всего лишь тонкой культурной плёнкой на поверхности чуждого Западу, бурлящего моря. В результате демократизации русского общества на смену династии Романовых (весьма лояльной европейским державам) пришёл самый радикальный в мировой истории антизападный режим, до основания потрясший всю атлантическую цивилизацию. Очень похожие процессы назревают сегодня на Ближнем Востоке.

 

Да, Запад прогрессивная цивилизация. Самая прогрессивная на Земле. Но, видимо, понятия «Прогресс» и «Агрессия» имеют не только филологическое родство. Феноменальная тяга к новому — отличительная черта западных людей — не ограничивается тягой к новым знаниям, но также распространяется на новые земли, новые богатства, новых рабов. Вершиной этой эволюционной линии стала гитлеровская Германия.

 

Русские оказались единственным народом Евразии, освоившим континентальную сердцевину, Хартленд, и создавшим великую державу в зоне с преобладанием отрицательных температур. Один этот факт позволяет говорить об уникальном историческом опыте нашего народа, преодолевшего силу «евразийской центрифуги». Причины этого феномена требуют отдельного глубокого исследования. Но они, скорее всего, носят нематериальный характер, так как «Движение встречь солнцу» совершалось вопреки материальным (экономическим и географическим) факторам.

 

Уникальность метода Бакрадзе состоит в том, что последствия, на которые указал российский президент, объявляются причинами. Поэтому Россия, одержавшая в Южно-Осетинской войне убедительную победу и, соответственно, получившая бонус в виде стабильности и дружественных соседей на своих южных рубежах, признаётся единственным виновником конфликта. Грузия от этой войны не получила ничего, кроме позора и унижения — значит, она ни в чем не виновата.

 

.